Статистика


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [215] Курсовая [34]
Реферат [13] Разное [4]
Отчет по практике [2]




Ср, 04.12.2024, 22:16
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Психология » Диплом [ Добавить материал ]

1218. Исследования проблемы понимания людьми друг друга
Диплом | 27.11.2009, 20:22

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический аспект проблемы понимания людьми друг друга.
1.1. Общие особенности понимания людьми друг друга
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком
Глава 2. Методология исследования проблемы понимания людьми друг друга
2.1. Методы исследования
2.2. Организация и методы исследования
Глава 3. Анализ полученных результатов и их обсуждение
Заключение
Литература

Введение
Актуальность. В последнее время во всём мире идёт активная разработка комплекса проблем, составляющих психологию познания людьми друг друга. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессии и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и пониманием других лиц.
Бесспорно, формирование образов людей и формирование понятий об их личностных качествах подчиняются тем же законам, по которым развёртывается формирование у человека образа предмета или обобщённого знания о нём. Но поскольку в этом случае в качестве объекта познания выступает человек, а не предмет, познание его приобретает новые черты. Он отражается в образах и понятиях, которые возникают у познающих его людей, не только своими пространственно-временными характеристиками и даже не только как лицо определённого физического склада, пола, возраста, но и непременно как личность, т.е. как член социальной общности, как индивид, обладающий каким-то характером, способностями, проявляющимися у него в том, что он делает, в том, что он говорит и в том, что он познаёт.
Каждый ученый интересуется, как правило, отдельными и частными вопросами, относящимися к этому большому комплексу, но все вместе они создают предпосылки для глубокого проникновения в существо процесса формирования у человека знания других людей, а также для подлинного постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Исследуются общие особенности формирования образа другого человека и понятия о его личности, выясняется значение пола, возраста, профессий и принадлежности человека к той или иной социальной общности для образования у него знания о других людях, выявляются типичные ошибки, которые допускает человек, оценивая окружающих его людей, прослеживаются связи между познанием им самого себя и отражением других лиц. Ранее неизвестными фактами таким образом обогащаются многие отрасли психологической науки, а практики получают дополнительные возможности для более эффективного руководства организацией взаимоотношений людей, оптимизации процесса их общения в сфере труда, учения, быта.
Накапливаемые факты, проясняющие все новые взаимозависимости характеристик человека, когда он выступает одновременно как объект и субъект познания других людей и как объект и субъект общения и воздействия на других и со стороны других, дают все больше оснований для выделения психологии познания людьми друг друга в относительно самостоятельную область научного исследования. Бесспорно, формирование образов людей и формирование понятий о личностных качествах их подчиняются тем же законам, по которым развертывается формирование у человека образа предмета или обобщенного о нем знания. Но поскольку в этом случае в качестве объекта познания выступает человек, а не предмет, не вещь, познание его приобретает новые черты. Он отражается в образах и понятиях, которые возникают у познающих его людей, не только своими пространственно-временными характеристиками и даже не только как лицо определенного физического склада, пола, возраста, но и непременно как личность, т. е. как член социальной общности, как индивид, обладающий каким-то характером, способностями, конкретно проявляющимися у него и в том, что он делает, и в том, что он говорит, и в том, что он познает.
Говоря о специфичности познания человеком человека, необходимо также видеть, что оно, как правило, связано с установлением и сохранением коммуникаций. Будучи проявлением такого познания, образы других людей и складывающееся у человека обобщенное знание о них постоянно зависят от целей и характера его коммуникаций с другими людьми, а на эти коммуникации в свою очередь всегда влияет та деятельность, которая объединяет людей, ее содержание, ход и результаты.
Образы и понятия, которые формируются у людей друг о друге, неся людям информацию об объективных характеристиках каждого участника деятельности и о его возможностях позволяют им вести себя в соответствии с отмечаемыми ими у другого человека свойствами и целесообразно планировать свое поведение. Таким образом, названные формы отражения выполняют важнейшую функцию при объединении людей — они являются регулятором общения.
Человек в роли объекта познания, как и любой объект действительности, вызывает у познающих его людей" определенное отношение. Но по причине того, что он сам способен «творить мир», активно влиять на ход общения, на результаты труда с другими, он своим поведением сильнейшим образом воздействует на отношение к нему со стороны окружающих его людей. А. имеющиеся у этих людей оценочные эталоны, стереотипы и установки, актуализируясь при взаимодействии с оцениваемым человеком, в свою очередь в громадной степени обусловливают конкретное своеобразие впечатления, которое этот человек затем у каждого из них вызывает.
В познании человеком других людей без большого труда могут быть выделены этическая, эстетическая и аксиологическая характеристики. Этическим, эстетическим и просто широким ценностным нормам человек постоянно следует в своем выразительном поведении, оформлении внешности и поступках, когда он оказывается в роли объекта познания для других. И он более или менее сознательно исходит из этих же норм, когда ему приходится оценивать любого из окружающих его людей. Во всех таких случаях сформированные у него критерии нравственного и безнравственного, важного и неважного, ценного и не имеющего цены неизменно определяют характер восприятия им других людей и интерпретацию их внутреннего мира. В этих образах и в этом понимании в конце концов всегда отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении. Положение человека в системе ценностей проявляется четко в том, насколько устойчиво субъект стремится к раскрытию индивидуально-неповторимых характеристик каждого из познаваемых им лиц и, стало быть, насколько он тяготеет к выбору оптимальных способов поведения по отношению к этим лицам. Как свидетельствуют факты, устойчивость такого стремления у лиц, для которых работа с людьми является их профессиональным делом, оказывается одним из важнейших условий общего успеха их деятельности.
Познание людьми друг друга — сложный и многоступенчатый процесс. Он проходит через все уровни чувственного и логического отражения, начиная с ощущения и кончая мышлением. Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект, обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создает систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способностях человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определенной социально-групповой принадлежности и т. п.
Разработанность проблемы. Как показывают имеющиеся уже к настоящему времени в психологической науке данные, формирование образа человека представляет собой такой процесс, который характеризуется рядом своеобразных особенностей, ярче всего дающих себя знать в феномене опознания человека (данные Э. Н. Алферовой, А. М. Зимичева, В. Н. Панферова), в становлении образа другого человека у ребенка и школьника (данные Л. А. Венгер, В. Н. Куницыной, А. А. Люблинской, Р. А. Максимовой, А. В. Ярмоленко), в возникновении образа человека в условиях деятельности (А. А. Бодалев, А. С. Егоров, Е. И. Игнатьев и др.) и, наконец, при восприятии изображения человека (А. С. Золотнякова, В. Н. Панферов, Т. А. Репина, Е. Р. Ряшко).
Таким образом, целью нашего исследования является изучение особенностей процесса понимания людьми друг друга.
Объектом исследования выступают люди
Предметом - процесс восприятия людьми друг друга
Гипотеза –
Задачи:
1. Выделить теоретический аспект проблемы понимания людьми друг друга.
2. Описать общие особенности понимания людьми друг друга
3. Определить возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком
4. Раскрыть методологию исследования проблемы понимания людьми друг друга
5. Провести эмпирическое исследование проблемы понимания людьми друг друга
Методы исследования:
1. Методика Т.Лири - определение ведущих форм социального поведения, используемых личностью при взаимодействии с внешним миром. (128 пунктов, 8 форм поведения)
2. Методика выявления стиля поведения в конфликте К. Томаса. Направлена на определение ведущих форм социального поведения, используемых личностью при взаимодействии с другими людьми.
3. Описания психологических тестов. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
4. Тест руки (Hand test)
5. Опросник межличностных отношений (ОМО)
Практическая и теоретическая значимость:
База исследования:

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1130
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba