Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [215] Курсовая [34]
Реферат [13] Разное [4]
Отчет по практике [2]




Сб, 18.05.2024, 12:18
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Психология » Диплом [ Добавить материал ]

1272. Психологические проблемы детско-родительских отношений
Диплом | 03.03.2010, 21:37
Стоимость 3500.
Год выполнения 2010

Психологические проблемы детско-родительских отношений -ДИПЛОМ
СОДЕРЖАНИЕ

Введение     3

Глава 1. Теоретические основы вопроса детско-родительских отношений
1.1. Определение и сущность детско-родительских отношений.    6
1.2. Особенности родительских установок и стилей детско-родительских отношений    12
1.3. Возрастная динамика детско-родительских отношений
Выводы по главе     19

Глава 2. Исследование психологических проблем детско-родительских отношений на примере подросткового возраста
2.1. Организация и методы исследования     31
2.2. Характеристика детско-родительских отношений в семье имеющей подростка    39
2.3. Практические рекомендации по коррекции детско-родительских отношений в семье имеющей подростка.    59
Выводы по 2 главе    59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ     64
ЛИТЕРАТУРА     68
ПРИЛОЖЕНИЕ    71

ВВЕДЕНИЕ

 

Интерес к вопросам детско-родительских отношений появился в российских общественных науках относительно недавно. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения. Бичом нового времени стало, то что включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического развития личности в понимании многих современных семьях. А ведь именно семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения, именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании.

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительскою тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Актуальность исследования связана с кардинальными социальными изменениями, происходящими в нашем обществе и затронувшими практически все сферы, включая семью. Детско-родительские отношения как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе. В последнее десятилетие наметились определенные психологические проблемы, вызывающие безусловную и тревогу и озабоченность как у специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка; сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня протекции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей с детьми.

Проблема детско-родительских отношений все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (Т. В. Андреева [2]; А.Я. Варга [4]; В. Н. Дружинин [11]; Л. И. Захаров [13]; В. Ивлева [14]; В. М. Минияров [21]; А.И. Спиваковская [30], Э.Г. Эйдемиллер [33] и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д. Вместе с тем, проблема детско-родительских отношений требует к себе пристального внимания в силу недостаточной её экспериментальной разработанности.

Цель исследования – выявить психологические проблемы детско-родительских отношений  на примере подросткового возраста.

Объект исследования – детско-родительские отношения.

Предмет исследования – психологические проблемы детско-родительских отношений  на примере подросткового возраста.

Гипотеза исследования: психологические проблемы в детско-родительских отношения определяются такими факторами как индивидуально-личностные особенности  родителей и ребенка, возрастным аспектом детей в семье, а также стилем отношений внутри семьи.

В соответствии с объектом, предметом и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие задачи;

1.Проанализировать современное состояние проблемы взаимоотношений родителей и детей в современных семьях.

2.Изучить особенности  детско-родительских отношений на примере подросткового возраста.

Задачи решались с помощью следующих методик исследования [25]:

1. Диагностика родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

2. Анализ семейного воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер)

3. Методика PARI - исследование родительских установок и реакций

4. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»

Методологическая и теоретическая основа работы

Концепции Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина о периодизации психического развития, роли социальной ситуации развития и значении ведущего типа деятельности в психическом развитии ребенка и их роли в определении  детско-родительских отношений.

Теория М. И. Лисиной о развитии общения ребенка в онтогенезе; положение о том, что общение со взрослым определяет психическое развитие ребенка: образ себя как целостный аффективно-когнитивный комплекс является продуктом коммуникативной деятельности и носит регулирующий деятельность характер; содержание общения обуславливает характер отношений ребенка ко взрослому.

Исследования в области психологии межличностных отношений (Г. М. Андреева, Л. А. Петровская).

Исследования в области детско-родительских отношений (А. Я. Варга, В. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер, А. С. Спиваковская, О. А. Карабанова, В.Н. Дружинин).

 

 


Глава 1. Теоретические основы вопроса детско-родительских отношений

1.1. Определение и сущность детско-родительских отношений.

 

Детско-родительское отношение – один из видов человеческих отношений. Это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителю, особенностей их восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупность поведенческих откликов (целей, намерений и т.п.).

Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны.

Е. О. Смирнова [29], раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его заботиться о себе самому.

На данную двойственность в отношениях указывает в своей эпигенетической концепции и Э. Эриксон, называя ее «двойственной интенцией», которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой [35].

Родительские установки, или позиции, – один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками А. С. Спиваковская (1988) понимает систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка
Добавил: Демьян |
Просмотров: 5662
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba