1272. Психологические проблемы детско-родительских отношений
Диплом |
03.03.2010, 21:37
Стоимость 3500. Год выполнения 2010
Психологические проблемы детско-родительских отношений -ДИПЛОМ СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы вопроса детско-родительских отношений 1.1. Определение и сущность детско-родительских отношений. 6 1.2. Особенности родительских установок и стилей детско-родительских отношений 12 1.3. Возрастная динамика детско-родительских отношений Выводы по главе 19
Глава 2. Исследование психологических проблем детско-родительских отношений на примере подросткового возраста 2.1. Организация и методы исследования 31 2.2. Характеристика детско-родительских отношений в семье имеющей подростка 39 2.3. Практические рекомендации по коррекции детско-родительских отношений в семье имеющей подростка. 59 Выводы по 2 главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64 ЛИТЕРАТУРА 68 ПРИЛОЖЕНИЕ 71
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к вопросам детско-родительских
отношений появился в российских общественных науках относительно недавно. Серьезные социально-экономические и
духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором,
который дестабилизирует традиционные семейные отношения. Бичом нового времени стало,
то что включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и
физического развития личности в понимании многих современных семьях. А ведь
именно семья является важнейшим институтом социализации подрастающего
поколения, именно в семье формируются основы характера человека, его отношения
к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей
социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и
воспитании.
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение
которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены
супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все
изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по
отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов
повседневной жизни и т.д.
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит
реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется
психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на
перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник
личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние
болезненные противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеют важнейшее значение для
понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений
будущего развития.
Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в
результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного
конфликта, отсутствия родительскою тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому
позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического
развития ребенка.
Актуальность исследования связана с кардинальными социальными
изменениями, происходящими в нашем обществе и затронувшими практически все
сферы, включая семью. Детско-родительские отношения как культурно-исторический
феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения,
происходящие в обществе. В последнее десятилетие наметились определенные психологические
проблемы, вызывающие безусловную и тревогу и озабоченность как у специалистов,
работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества
разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка
осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка;
сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу
загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня
протекции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа
беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей
с детьми.
Проблема детско-родительских отношений все больше привлекает к себе
внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания
рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (Т. В. Андреева
[2]; А.Я. Варга [4]; В. Н. Дружинин [11]; Л. И. Захаров [13]; В. Ивлева [14];
В. М. Минияров [21]; А.И. Спиваковская [30], Э.Г. Эйдемиллер [33] и др.). При
этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности
воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности
личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности
родителей, характер супружеских отношений и т.д. Вместе
с тем, проблема детско-родительских отношений требует к себе пристального
внимания в силу недостаточной её экспериментальной разработанности.
Цель исследования – выявить психологические проблемы
детско-родительских отношенийна примере
подросткового возраста.
Объект исследования – детско-родительские
отношения.
Предмет исследования – психологические проблемы
детско-родительских отношенийна примере
подросткового возраста.
Гипотеза исследования: психологические
проблемы в детско-родительских отношения определяются такими факторами как
индивидуально-личностные особенностиродителей и ребенка, возрастным аспектом детей в семье, а также стилем
отношений внутри семьи.
В соответствии с объектом, предметом и гипотезы исследования, нами
были поставлены следующие задачи;
1.Проанализировать современное состояние проблемы взаимоотношений
родителей и детей в современных семьях.
2.Изучить особенностидетско-родительских отношений на
примере подросткового возраста.
Задачи решались с помощью следующих методик исследования [25]:
1. Диагностика
родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).
2. Анализ семейного воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер)
3. Методика PARI - исследование родительских установок и реакций
4. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним»
Методологическая и теоретическая
основа работы
Концепции Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, Д. Б.
Эльконина о периодизации психического развития, роли социальной ситуации
развития и значении ведущего типа деятельности в психическом развитии ребенка и
их роли в определениидетско-родительских отношений.
Теория М. И. Лисиной о развитии общения ребенка в онтогенезе; положение о
том, что общение со взрослым определяет психическое развитие ребенка: образ
себя как целостный аффективно-когнитивный комплекс является продуктом
коммуникативной деятельности и носит регулирующий деятельность характер;
содержание общения обуславливает характер отношений ребенка ко взрослому.
Исследования в области психологии межличностных отношений (Г. М. Андреева,
Л. А. Петровская).
Исследования в области детско-родительских отношений (А. Я. Варга, В. В.
Столин, Э. Г. Эйдемиллер, А. С. Спиваковская, О. А. Карабанова, В.Н. Дружинин).
Глава 1. Теоретические основы вопроса детско-родительских отношений
1.1. Определение и сущность детско-родительских отношений.
Детско-родительское отношение – один из видов человеческих отношений. Это
система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по
отношению к родителю, особенностей их восприятия, понимания и оценок друг
друга, а также совокупность поведенческих откликов (целей, намерений и т.п.).
Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов
межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны.
Е. О. Смирнова [29], раскрывая специфику детско-родительских отношений,
считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью
как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в
отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том,
что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны,
дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром. С одной
стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой - научить его
заботиться о себе самому.
На данную двойственность в отношениях указывает в своей эпигенетической
концепции и Э. Эриксон, называя ее «двойственной интенцией», которая совмещает
в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к
нему, и лишь сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями
родителей и своей инициативой [35].
Родительские установки, или позиции, – один из наиболее изученных
аспектов детско-родительских отношений. При этом под родительскими установками
А. С. Спиваковская (1988) понимает систему или совокупность родительского
эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка