1279. Реклама,как социальный институт современного российского общества
Диплом |
01.07.2010, 17:27
Стоимость 3500. Год 2010.
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования рекламы как социального института 9 1.1 Социальный институт, как социологическая категория 9 1.2 Реклама как социальное явление: понятие и виды 19 Глава 2. Институциональные характеристики рекламы в России 29 2.1. Процесс институционализации рекламы в России 29 2.2. Отношение общества к рекламе как к социальному институту 37 Заключение 55 Литература 57 Приложение 60
Одной из важных черт
института является его соответствие "социальной потребности". Люди,
видимо не могут существовать без коллективных объединений - общностей и
обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция,
наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга,
преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению
с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей
взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Мы
затрагиваем эти аспекты социальной жизни во 2, 4 и 16-й главах. Но, несмотря на
явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества
сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на
самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели
понятие " социальных потребностей", или "социальных
функций".
Практически все теоретики
общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания
жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является
потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить
только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может
существовать. Другими словами, тип общества определяется способом организации
деятельности людей в целях их материального выживания.
Другие теоретики
общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер
(1897), сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в
"активной обороне" (речь идет о военном деле) для борьбы с
"окружающими врагами и грабителями", потребность в деятельности,
поддерживающей "основные средства существования" (сельское хозяйство,
производство одежды), потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в
координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве)
Наконец, более
современные исследователи Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) составили следующий
перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества [29,
c. 90].
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов
общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов,
наводнений и холода), от других биологических организмов (например,
насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путем биологического
размножения и посредством усвоения индивидами определенной культуры в процессе
социализации.
6. Контроль за поведением членов общества
в целях создания условий для созидательной деятельности общества и
урегулирования конфликтов между его членами,
Эти социальные
потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы
совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются
институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные
объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей,
согласно классификации ГЛенски и Дж.Ленски. Семья и учебные институты связаны с
организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности. Медицинские
институты содействуют защите членов общества и их биологическому
воспроизводству (с помощью акушерства и педиатрии). И наконец, правовые и
правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за
поведением членов общества.
Под социальным институтом эти ученые понимают комплекс, охватывающий, с
одной стороны, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и
статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных
потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования
ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности [29, c. 79-81].
Социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие
относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации
общества, некоторые исторически обусловленные формы организации и регулирования
общественной жизни. Институты возникают в ходе развития человеческого общества,
дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических
видов общественных отношений. Их возникновение обусловлено объективными
потребностями социума в регулировании общественно значимых сфер деятельности и
социальных отношений. В зарождающемся институте по существу опредмечивается
определенный вид общественных отношений.
К числу общих признаков социального института можно отнести:
- выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе
деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
- определенную (более или менее формализованную) организацию:
- наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих
поведение людей в рамках социального института;
- наличие социально значимых функций института, интегрирующих его