Таким образом, проанализировав литературные источники по заявленной теме, резюмируя, можно сделать следующие выводы:
Изучению проблем последствий разводов в нашей стране и за рубежом уделялось достаточно большое внимание.
Сегодня современная семья переживает социальный кризис в отношении супружеских ценностей, изменяются и их взгляды на бытовые основы семейной жизни, формируется позитивное отношение к участию в семейных делах. Изменяются и взгляды на супружеский долг как основополагающее качество личности семьянина.
Иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов.
Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей -это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных.
Еще одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Ребенок, особенно если он в подростковом возрасте, оказывается предоставленным самому себе или вынужден заботиться и о родителе, и о хозяйстве, и порой о братьях и сестрах.
Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении. По мнению психологов, первые 5-7 лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки.
Разведенные женщины-матери сталкиваются с множеством дополнительных проблем: экономические трудности, дефицит времени, ощущение недоверия и осуждения со стороны общественности.
Часть разведенных матерей отмечают и положительные стороны развода: свобода в распоряжении бюджетом, пусть и снизившемся, отсутствие материальных, эмоциональных и физических трат на мужа, возможность свободно регулировать свою личную жизнь, общение с детьми.
По некоторым данным, дети, живущие с матерями, повторно вышедшими замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей.
По данным американских авторов, мачехи сталкиваются с большим количеством проблем, чем отчимы, приспосабливаясь к своим новым ролям, им приходится преодолевать огромные трудности, чтобы достичь успеха — частично из-за существования стереотипа «злой мачехи», а частично из-за того, что мачехи проводят с детьми больше времени, чем отчимы Преимущества второго брака по сравнению с первым заключается в том, что партнеры уже не рассчитывают на «вечную», романтичную любовь и подходят к супружеству более рационально.
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
2. Андреева Т. В., Мусакина А. П. Социально-психологические особенности замужних и разведенных женщин /Ананьевские чтения-99. Тез. научн.-практ. конф. 26—28 окт. 1999. СПб., изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999.
3. Арнаутова Е. П. Стабильность семьи, основанной на повторном браке // Семейная психология и семейная психотерапия. № 2. 1997.
4. Ароне К. Развод: крах или новая жизнь? М.: Мирт, 1995.
5. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
6. Добсон Д. Любовь на всю жизнь. М., 1991.
7. Кент М. Стратегия развода. СПб.: Лениздат, 1993.
8. Крайг Г. Психология развития. 7-е международное издание. СПб.: Питер, М., Харьков, Минск, 2002.
9. ЛофасЖ., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. СПб., 1996.
10. Навайтис Г. Психологические особенности распада супружеских отношений // Человек после развода / Под ред. Н. Я. Соловьева Вильнюс, 1985. с.72—75.
11. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 1998.
12. Психология подростка. Психологическая энциклопедия / Под ред. Реана А. А. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.
13. Соловьев Н. Развод. Почему? / Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980.
14. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 656 с.
15. Семья в России. Статистический сборник. Официальное издание. Госкомстат России. М., 1996.
16. Соловьев N. Человек в послеразводный период как предмет социологического исследования // Человек после развода. Вильнюс, 1985.
17. Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1996. С. 160.
18. Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. – С.28.
19. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. - М.: Фолиум, 1996. 63 с.
|