1. Образ Нарспи
Эволюция как точки зрения автора-повествователя, так и сил природы, односельчан, их готовность оправдать преступление Нарспи и последующее восхищение ее решительностью предполагают подключение системы ценностей вначале ренессанса, а позже и романтизма. Таково оригинальное эстетическое решение образа в поэме, и далее—его устремленность к вершинам реализма, и покорение этих вершин, и возвращение на спиральном витке постреализма к мифу — вот в этом загадка феномена «Нарспи». Одновременное—в рамках одного произведения — сосуществование различных противоположных художественных систем предполагает их противоборство.
Фактически в «Нарспи» имеет место изображение процесса эволюции индивидуально-личностного начала в человеке. Причем в качестве объекта выбран самый подчиненный элемент общества — женщина. При этом автор не преминул воспользоваться ситуацией отражения этапов исторического становления личности человека в искусстве. Его герой — свернутая концепция исторического развития человеческой индивидуальности, что дает ему право отразить и этапы консервации этого образа в истории эстетики, начиная от мифа и кончая психологическим реализмом.
При постановке «проблемы образа» в «Нарспи» в данной плоскости не следует уходить и от следующего момента: взаимодействие художественных орбит произведения как систем. В этом случае произведение будет выявлять признаки «системы систем», т. с. эстетического явления, саморазвивающегося по причине внутреннего взаимодействия систем и выделяемой от этого «художественной энергии».
|