Заключение.
Завершая работу нам хотелось бы отметить, что проведенные нами исследования не исчерпывают полностью всех проблем, возникающих при изучении дошкольников, воспитывающихся в неполной семье. В частности, мы лишь вскользь коснулись диагностических методов различения нормального патологического переживания дошкольника своего положения в неполной семье. Но наиболее остро, думается, стоит вопрос о психологическом инструментарии для изучения этого процесса у детей и, конечно, пристального внимания требует средства психологической помощи, пути психокоррекции негативных последствий неполной семьи.
Надо отметить, что проблеме воспитания в неполной семье в советской психологии внимание почти не уделялось. Может быть отчасти поэтому в нашей работе недостаточно практических рекомендаций педагогам и психологам. Но мы их все таки приведем ниже.
Благо в последнее время оценка последствий разводов для детей становится более трезвой и реалистичной. В краткосрочной перспективе развод всегда травмирует детей, но его долгосрочные психологические последствия необязательно фатальны как могло показаться при чтении нашей работы. Отрицательные последствия влияния неполной семьи можно существенно уменьшить с помощью следующих, предлагаемых нами мер:
1. Социально и психологически удовлетворительное функционирование того родителя, на попечении которого остаются дети.
2. Хорошие взаимоотношения между родителями после развода.
3. Адекватное, открытое и честное объяснение детям обоими родителями причин и ожидаемых последствий развода.
4. Поддержание положительного образа обоих родителей.
5. Возможность для ребенка обсуждать ситуацию и связанные с ней проблемы со сверстниками.
6. Взгляд на брак как на состояние, которое может быть прервано и понимание развода как вызова и поиска новых возможностей.
Понятно, что в случае смерти одного из родителей выше указанные рекомендации следует внести соответствующие коррективы.
Очевидно, что предложенные нами меры не являются панацеей. Да ее очевидно и нет. По крайней мере пока.
Конечно лучше, чтобы семья не распадалась. Но коль скоро от ученых и психологов вообще это не зависит, надо стараться уменьшить отрицательные последствия возникновения неполной семьи, повысить культуру развода в частности. Такая стратегия реально улучшает социальный и психологический статус как разведенных супругов, так и их детей. Последнее для нас особенно важно, ибо от здоровья, в том числе и психологического, наших детей зависит будущее всех и ныне живущих и тех, кто будет потом.
Литература.
1. Арамашом М. С. Ребенок и взрослый в «педагогике переживания». М., 1998г.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
3. Варламова Е. Дети и развод. // Профиль 1998. №42. С.48-49.
4. Варламова Е. Новые браки и старые дети.// Профиль 1999 №10
с.49-55.
5. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста Сб. ст. М., 1995
6. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.
7. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
8. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие детей.// Вопросы психологии. 1961, №3.
9. Маус Л. Эволюция детства. М., 1992
10. Мухина В.С. Детская психология. Учебник. М.1985
11. Прихожан А.М. , Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990
12. Рабочая книга школьного психолога, под ред. И. В. Дубровской. М., Просвещение, 1991.
13. Раттер. Помощь трудным детям. М., Прогресс, 1987.
14. Слутский В.М. Факторные процедуры интеллектуальных показателей детей, воспитывающихся в неполных и полных семьях.// Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1991, №1
15. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. М., 1997.
16. . Урунтаева. Г. Дошкольная психология. М., Академия, 1999.
17. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977.
18. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возврастах. М., 1993
19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция, под ред. В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либинг. М., 1990.
20. Юнитский В. А. Психология детской потери.// Вестник МГУ. Сер.14. Психология. 1991, №2.
|