Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [215] Курсовая [34]
Реферат [13] Разное [4]
Отчет по практике [2]




Сб, 18.05.2024, 13:13
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Психология » Диплом [ Добавить материал ]

1385. Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность сотрудников общеобразовательной школы (учителей) на примере школы
Диплом | 03.06.2010, 09:23
Стоимость 3500 р.
Год выполнения 2010г.

Содержание
Введение     3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы стрессовых ситуаций в педагогиче-ской деятельности    8
1.1. Определение и сущность стрессовых ситуаций     8
1.2. Причины стрессовых ситуаций в педагогической деятельности     17
1.3. Особенности  адаптации к стрессовым реакциям    22
Глава 2. Исследование влияния стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность сотрудников общеобразовательной школы (учителей)     33
2.1. Организация и методы исследования     33
2.2. Характеристика психо-эмоциональной сферы сотрудников общеобразо-вательной школы (учителей) испытывающих стрессовые состояния     37
2.3. Анализ влияния стрессовых ситуаций на профессиональную деятель-ность сотрудников общеобразовательной школы    41
Глава 3. Пути повышения стрессоустойчивости сотрудников общеобразова-тельной школы    51
3.1. Факторы, снижающие стрессовые ситуации     51
3.2. Способы снятия психического напряжения     55
3.3. Формирование стрессоустойчивости сотрудников общеобразовательной школы    62
Заключение     67
Список использованных источников и литература.    70
Приложения    74
 

Глава 1. Теоретический аспект проблемы стрессовых ситуаций в педагогической деятельности   

1.1. Определение и сущность стрессовых ситуаций       

 

Стресс (от англ. stress – давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса [47].

В физиологию и психологию термин «стресс» ввел Уолтер Кэннон в своей работе «бороться или бежать», а последователем в изучении стресса стал  канадский физиолог Ганс Селье, который изучал физические аспекты стресса. Селье не пользовался термином стресс, а называл это состояние – «адаптационный синдром». Изучая болезни адаптации, Г. Селье  [39] пришел к выводу о существовании "общего адаптационного синдрома", подготавливающего к встрече с изменяющимися условиями среды, ведущую роль в котором играл стресс. Он определил стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. В этом определении важно раскрыть понятие "неспецифический". Все стрессоры строго специфичны (будь они психологическими, физиологическими или физическими). В то же время, все эти стрессоры имеют и нечто общее, неспецифическое - требование приспособиться к новым условиям. Это вынуждает организм адаптироваться к возникшей необычной ситуации. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым - это и есть сущность стресса, как говорил Селье. Автор выделил три этапа в развитии стресса [40]:

- Тревога (фазы шока и противошока). В этой фазе организм функционирует с большим напряжением. Однако, на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизацией резервов без глубинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, в ней падает содержание ионов хлора, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки, но более подробно о физиологических механизмах стресса речь пойдет ниже.

- Резистентность (возникновение повышенной устойчивости организма к действию стрессоров). Это вторая фаза. Так называемая фаза максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие фактуры среды.

- Истощение (развиваются дистрофические процессы, вплоть до гибели организма). Если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает фаза истощения.

Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида [27].

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптироваться к новым условиям, то есть стресс неотделим от процесса адаптации.

Кроме этого, в литературе встречаются термины: физический, психоэмоциональный, информационный стрессы [25]. В физиологическом словаре подчеркивается, что прилагательное «эмоциональный» указывает особую роль эмоций в генезе стресса. Эмоциональный стресс, по мнению Селье – это состояние тревоги, конфликта, эмоционального расстройства и т.д. – такие эмоциональные состояния, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями, либо считает их неразрешимыми [40].

Список использованных источников и литература.

1.                 Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. –  СПб., 2004. – 2118 с.

2.                 Андреева, А.А. Развитие стрессоустойчивости в учебной деятельности как условие улучшения психологического здоровья / М.И. Старов, А.А. Андреева // Фундаментальная наука - ресурс сохранения здоровья здоровых людей: Мат-лы Междунар. конгресса. – Тамбов, 2008. – С. 351-356.

3.                 Андреева, А.А. Стрессоустойчивость педагога и психологический климат классного коллектива / М.И. Старов, А.А. Андреева // Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы: Мат-лы Междунар. науч. конф.: в 2 ч. – Саратов: «Научная книга», 2007. – Часть 2. – С. 186-189.

4.                 Андреева, А.А. Факторы, влияющие на уровень стресса и стрессоустойчивости в учебной деятельности / А.А. Андреева // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 5 декабря 2007; Фед. агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т  им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2007. – С. 149-150.

5.                 Анисимова О.А. Здоровье учителя – проблема современной школы // Психология созидания. Казань: РПО, 2000, Т. 7, Вып. 2

6.                 Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПб.: ВМА, 1999. - 86 с.

7.                 Баранов А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога : Монография / А. А. Баранов ; Удмурт. гос. ун-т, 107 с. 20 см, Ижевск Изд-во Удмурт. ун-та 1997

8.                 Баранов А.А. О психологической типологии стрессоустойчивости педагога // Психология созидания. Казань: РПО, 2000, Т. 7, Вып. 2

9.                 Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004.–272 с.

10.            Веденяпина О. Профессиональный стресс: Страховые агенты //Русский полис. – 2000. - № 2. - С.76-78.

11.            Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек – человек»// Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности под. ред. Г.С. Никифорова и др. СПб., 2001. – 212 с.

12.            Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. – СПб., 2004. – 265 с.

13.            Водопьянова н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.

14.            Воробьева М.А. Эмоциональное выгорание педагогов. Диагностика. Профилактика [Текст]: учеб.-метод. пособие / М.А. Воробьева. – Екатеринбург: Изд-во УрГИ, 2006 г. – 132 с.

15.            Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. — М.: «ИМЕДИС». — 1998. — 656 с.

16.            Гершкович Т.Б., Глуханюк Н.С. Особенности профессиональной адаптации преподавателя высшей школы // Психология созидания. Казань: РПО, 2000, Т. 7, Вып. 2

17.            Грабе Мартин. Синдром выгорания – болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять: Пер. с нем. – СПб.: Речь, 2008. – 96 с.

18.            Гринберг Д. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002. 494 с.

19.            Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. – М. : Просвещение, 1987. – 190 с.

20.            Кирьянов Е.Д. Профессиональный стресс //Консультант директора. – 2004. - №24, декабрь. – С.7-14.

21.            Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности //Психология в бизнесе. – 2002. – июль-декабрь. – С.32-45.

22.            Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.

23.            Коврова М.В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Научный ред. Н.П.Фетискин; Отв. за выпуск В.В.Чекмарев.– Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2000 – 38 с.

24.            Кожевникова Э.П. Педагогическая индифферентность как разновидность профессиональных деформаций учителя // Психология созидания. Казань: РПО, 2000, Т. 7, Вып. 2

25.            Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. Вып. 1. Ч. 1., СПб., 1995

26.            Леонова А. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции: Психология профессиональной деятельности //Психологический журнал. - 2004.- 2. март-апрель. - С.75-5.

27.            Маклаков А.Г. – «Общая психология», СПБ, 2003. – 534 с.

28.            Мельник Ю. Управление стрессами //Управление персоналом. – 2002. - №3. – С.20-23.

29.            Митева И.Ю. Курс управления стрессом.- М., 2005. – 176 с.

30.            Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Флинта, 2001

31.            Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: "Речь”, 2006.

32.            Прохоров А.О., Васильева Т.Н. Связь черт характера и психических состояний педагога. // Вопросы психологии, 2001 № 3

33.            Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под. Ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 640 с.

34.            Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. – М. : Издательство: Прайм-Еврознак, 2008. – 480 с.

35.            Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии, 1997, № 1

36.            Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал, 2002, № 3

37.            Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М. : Просвещение,1991. – 386 с.

38.            Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3 . С. 85-95.

39.            Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979.123 с.

40.            Селье Ганс. Что такое стресс.//Психология мотивации и эмоций/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. – Москва: ЧеРо, 2002 г. 725 с.

41.            Сороков Д. Борьба со стрессом //Первое сентября. – 2004. - №30. – С.3-10

42.            Стресс жизни: Сборник.  / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов.  - Спб, ТОО "Лейла”, 1994. - 384 с.

43.            Тарасов Е.А. Как победить стресс. М.: Айрис-пресс, 2002

44.            Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. – М.: Наука, 1988. – 475 с.

45.            Филько А. Живые и нервные: О влияние стресса на работу и перегруз на здоровье // Коммерсант Власть. – 2001. - №28, май. – С.54-57

46.            Чепурин М.Ж. Стресс на рабочем месте: Опыт  применения антистрессовой программы в компании. Эффективность применения //Управление персоналом. – 2003. – 9. – С.74-75.

47.            Черепанова Е.М. Психологический стресс. – М., 1996. – 486 с.

48.            Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.

49.            Щербатых Ю. В. Психология стресса. — М.: Эксмо, 2006. — 304 с.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 1043
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba