Выбор данной темы не является случайным. В последнее время вся стана потрясена происходившими событиями в Беслане, взрывом самолетов, станции метро в Москве. Все это свидетельствует об увеличении воздействия на человека гнетущей и опасной атмосферы, которая сопровождает экстермальные ситуации. Социальные работники, психологи должны уметь оказать помощь человеку, попавшему и перенесшему данные ситуации.
Человек на протяжении всей своей жизни связан с определенной деятельностью. Любые производимые им действия сопровождаются эмоциональными переживаниями. С.Л.Рубинштейн отмечал, что « человек… не является ни бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо сложенной машины, ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него» (16. С.87).
Эмоции человека проявляются во всех видах его деятельности, они представляют собой единство эмоционального и интеллектуального. В конечном счете они являются зависимыми компонентами конкретной жизни и деятельности индивида, в которой в единстве и взаимодействии включены все стороны психики.
В последнее время увеличивается число психологов, педагогов, философов, физиологов изучающих происхождение эмоций и их влияние на человека. Предложено множество теорий, согласно которым эмоции рассматриваются как обобщенная оценка ситуации, как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельного индивида, так и всего вида в целом.
Согласно теориям Шехтера, Арнольда и других (5,6), эмоции возникают у человека при наличии какой-то конкретной ситуации. В психологической литературе(4,8, 20) описывается несколько классификаций ситуаций, способствующих возникновению разного типа эмоций. Обобщив некоторые подходы на проблему эмоций, можно выделить два основных вида ситуаций: простые и трудные. В данной курсовой работе представлены трудные ситуации жизнедеятельности и их основные виды.
ЦЕЛЬЮ данной работы является рассмотрение особенностей эмоционального состояния и поведения людей в экстермальных ситуациях.
Для решения поставленной цели решались следующие ЗАДАЧИ:
1. Изучить функции эмоций и их роль в жизни человека.
2. Рассмотреть трудные ситуации жизнедеятельности человека.
3. Изучить эмоциональное состояние и поведение человека в экстермальных ситуациях.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы (21 источник). Во введении обосновывается выбор и актуальность данной темы, выдвигаются цель и задачи исследования. В первой главе рассматриваются существующие точки зрения на понятие «эмоции», дается классификация и теории эмоции. Во второй главе описывается классификация трудных ситуаций. Третья глава посвящена особенностям поведения и эмоциональным состояниям человека в данных ситуациях.
|