Введение
Изменение социально-экономических условий, нестабильность завтрашнего дня, развитие психолого-педагогических наук привело к актуализации психологической службы, что в свою очередь выдвинуло на первый план проблему эффективности деятельности психолога. Она в свою очередь зависит от сформированности у него определенной системы знаний, умений, навыков и личностных качеств. В профессии психолога большое значение, кроме профессиональных знаний, имеет убеждение, нравственность, направленность на свою профессию, особенности характера и т.п. Поэтому необходимо учитывать и мотивацию выбора профессии, отношение к себе и к другим людям, наличия сформированного «мышления психолога».
В зависимости от типа учреждения перед психологической службой стоят разные специфические задачи: обоснованное управление функционированием и развитием коллектива, формирование личности, профилактика и реабилитация возможных отклонений от нормы. Но основной целью деятельности психолога, в какой бы сфере он ни работал, является оказание максимального содействия психическому или личностному развитию личности.
Растущие потребности общества с каждым годом предъявляют новые и большие требования к практическим психологам, ведущие к необходимости изменения стиля мышления психолога, то есть его знания должны быть не только теоретизированы, но и применяться на практике для решения многих профессиональных, личностных, социальных проблем.
Учеными в основном рассматриваются вопросы разработки системы профессионально важных качеств педагогов (Ф.Н.Гоноболин. Н.Ф.Кузьмина, А.К.Маркова. В.А.Сластение и др). Однако из их исследований можно взять основные принципы построения такой системы для психологов. Так, по мнению В.А.Сластенина, необходимо исследовать специфику личностных и профессиональных качеств личности. А.К.Маркова выделяет профессионально важные качества и рассматривает их через мотивационную и операционную сферы.
Работ, посвященных системе профессионально значимых качеств психолога очень мало. Анализ литературы показал, что большинство работ посвящено вопросу организации психологической службы, выделению основных направлений, форм и методов работы психолога.
Большая часть работ выполнена в русле разработки модели психологической службы в системе образования, эти работы посвящены выявлению основных направлений, форм и методов работы психолога. Имеются работы, посвященные вопросу выявления профессионально-важных качеств, необходимых для работы психолога (Н.А.Аминов, М.В.Молоканов, Е.С.Романова), изучению личностных особенностей психолога (Н.В.Бачманова). Гораздо мене изучен вопрос мотивации выбора профессии психолога (Г.М.Белокрылова). Попытки создать комплексную модель работы психолога представлены в работах Г.С.Абрамовой и Р.В.Овчаровой. Несмотря на то, что большинство авторов (А.И.Донцова, Ю.М.Жуков, К.А.Рамуль и др.) отмечают существование двух профессиональных подгрупп психологов: исследователя и практика, не изучен вопрос в какой степени практический психолог должен сочетать в себе профессиональные качества психолога-практика и психолога-теоретика. То, что профессия психолога многогранна, обобщается в рудах Н.Л.Аминова, Е.А.Климова, Н.Н.Обозова и др.
Как показывает анализ исследований психологической литературы в настоящее время профессионально важные качества практического психолога недостаточно изучены. Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны обоснована необходимость, с другой стороны наблюдается отсутствие разработанной системы профессионально важных качеств психолога. В связи с этим возникает проблема: какова система профессионально важных качеств практического психолога? Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Объектом исследования является профессиональная деятельность психолога.
Предметом исследования: система профессионально важных качеств практического психолога.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать профессиограмму психолога.
2.Определить систему профессионально значимых качеств психолога.
3.Выявить особенности профессиональной деятельности практического психолога.
4.Раскрыть сущность и содержание модели профессиональной деятельности и личности психолога.
Глава 1. Структурные компоненты личности психолога-профессионала.
1.1. Профессиограмма психолога.
Для системного представления о деятельности и личности психолога была составлена профессиограмма психолога (10, 43). Профессиограмма – это система требований к специалисту, дающая возможность предвидеть пути, средства и критерии профессиональной подготовки будущего специалиста. Для профессиограммы необходимо выявить основные свойства и характеристики профессии психолог на основе анализа его деятельности. Профессиограмма составляется на основе модели деятельности специалиста и модели личности специалиста (17).
Как уже было отмечено выше для построения профессиограммы необходимо исследовать специфику личностных и профессиональных качеств личности или рассматривать их мотивационную и операциональную сферы. Мы в своем исследовании постарается совместить эти подходы
Для характеристики профессиограммы психолога необходимо учитывать следующие моменты.
Во-первых, так как профессиональный статус психологов до сих пор недостаточно определен и фактически психолог вынужден заниматься одновременно и практической и исследовательской деятельностью, то модель деятельности психолога рассматривается как состоящая из деятельности психолога-практика, психолога-теоретика и психолога-исследователя. Только соединяя все это, психолог может выполнять основную профессиональную функцию – умение руководить сознанием и поведением активного и самостоятельного человека (10, 44).
Во-вторых, несмотря на то, что профессия психолог относится к типу профессий «Человек – Человек», она совмещает в себе пять типов профессий: «Человек – Человек», «Человек – Художественный образ», «Человек – Природа», «Человек – Техника» и «Человек – Знаковая система».
|