1528. Особенности тревожности и конфликтности у подростков массовой школы, и воспитанников детского дома. Методики: Басса дарки , томаса
Диплом |
24.06.2010, 15:50
Стоимость 3500. Год 2010.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7 1.1. Общее представление о подростковом возрасте 7 1.2. Специфика психоэмоциональных состояний в подростковом воз-расте 12 1.3. Причины тревожности и конфликтности подростков 17
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННО-СТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ МАС-СОВОЙ ШКОЛЫ И ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА 36 2.1. Методы исследования и его этапы 36 2.2. Анализ данных и интерпретация полученных результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70 ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Глава I. Теоретические основы проблем подростковОГО ВОЗРАСТА
1.1.Общее представление о
подростковом возрасте
Подростковым принято считать период от 11 до 16 лет. Этот период
обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме
подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических
состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и
опасным звеном. Пубертатный период знаменуется бурным психофунологическим
развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги
происходят во всех отраслях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст
«переходным» от детства к взрослости.
Подростковый период жизни составляет переходный этап между детством с его
полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и
взрослым возрастом с его способностью к самостоятельной жизни, воспроизведению
и воспитанию потомства. Это сложный период, в процессе которого происходит
ломка старых, отживших форм, разрушение специфических детских образований. С
другой стороны - это благоприятный период для развития многих сторон личности,
таких как познавательная активность, любознательность. Психологические
особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями психических
процессов, отличающихся от психических процессов, как детей, так и взрослых. В
подростковом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все
больше уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным,
активным, творческим [1,11,27].
Характерные черты подростков – пытливость ума и жадное стремление к
познанию, широта интересов, сочетающаяся с разбросанностью, отсутствием системы
в приобретении знаний. Свои новые умственные качества подростки обычно
направляют на те сферы деятельности, которые их больше интересуют. Последнее
особенно важно при анализе умственных способностей «конфликтных» подростков.
Интеллект, определенный обычными методами, у юных правонарушителей обычно ниже
среднего, в то же время при решении практических жизненных задач в среде
подобных им сверстников они нередко проявляют незаурядную смекалку и
находчивость [13,31]. Поэтому суждение об интеллекте «агрессивного» подростка,
основанное только на средних показателях без учета их жизненной специфической
ситуации и интересов, может оказаться ошибочной.
Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью,
резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к
субдепрессивным состояниям. Этот возраст неслучайно называют «агрессивным».
Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к
самостоятельности – все это обнажает и заостряет слабые стороны личности, делая
её особенно уязвимой и податливой неблагоприятным влияниям среды. Бурные
аффектные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечание о
«недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его
самостоятельность, подчас, с точки зрения взрослых, кажутся неадекватными
[12,13,34].
Алемаскин М.А., Белкин А.С., Божович Л.И. и др. [2,5,7] в своих работах
отмечают, что для подросткового возраста характерно попеременное проявление
полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость, сочетающиеся с
импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и
безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в
себе; потребность в общении – желанием уединиться, развязанность соседствует с
застенчивостью, романтизм, мечтательность нередко уживаются с сухим
рационализмом и циничностью и т.д.
Становление человека как индивида и личности предполагает диалектическое
взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных рядов
развития – натурального и социального. Натуральный ряд составляют процессы
биологического созревания, включая, половые; социальный ряд – процессы
обучения, воспитания, социализация в широком смысле слова. Процессы эти всегда
взаимосвязаны, но не синхронны.
На психическое формирование подростка, несомненно, влияет степень его
социального возмужания. По-разному мыслят и по-разному ведут себя школьник и
рабочий, не обремененный семьей юноша и молодой муж.
Необходимо учитывать, что социальное развитие, так же как и физическое,
протекает неравномерно. Подросток может, например, быть достаточно зрелым в
сфере трудовой деятельности, но оставаться беспомощным в вопросах быта. Кроме
того, социальное созревание по времени чаще всего не совпадает с физическим.
Если сравнивать современных подростков с их сверстниками 70-80 годов прошлого
века, то окажется, что у нынешних подростков физическое созревание начинается
раньше и заканчивается быстрее, а социальное наоборот затягивается.
Таким образом, диспропорция физического и социального созревания с явным
преобладанием темпа физического развития создает дополнительные психологические
трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков [4,
27,31].
Важным этапом подросткового возраста является процесс формирования
самосознания. В основе самосознания лежит способность человека отличить себя от
своей жизнедеятельности. Самооценка обязательный компонент самосознания,
включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого себя, своих
способностей, нравственных качеств и поступков. В подростковом возрасте, на
который приходится процесс формирования самосознания, самооценка чаще всего
бывает неадекватной. При этом подросток или завышает, или занижает свои
возможности [27].
Формирование личности у мальчиков и девочек имеет свои особенности,
которые касаются всех сфер психической деятельности, но в большей мере –
интеллектуальной и эмоциональной. Различается у них и оценка своих психических
качеств. Мальчики склонны считать себя храбрыми, сильными,