1533. Особенности агрессивности и конфликности подростков воспитанных в условиях детского дома.
Диплом |
24.06.2010, 15:56
Стоимость 3500. Год 2010.
Оглавление Введение 3
Глава 1. Психологические особенности подростков как среда проявления агрессивности и конфликтности 9 1.1. Особенности подросткового возраста 9 1.2. Особенности эмоциональной сферы детей подросткового возраста как причина агрессивности и конфликтности подростков 14 1.3. Социальные основы агрессивности современных подростков 23
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей агрессивности и конфликтности и конфликтности отношений подростков воспитанных в условиях детского дома 28 2.1. Этапы и методы исследования 28 2.2. Анализ данных и интерпретация полученных результатов 38
Заключение 51 Список литературы 56 Приложение 60
Глава 1.
Психологические особенности подростков как среда проявления агрессивности и
конфликтности
1.1.Особенности
подросткового возраста
В современной психологии показано, что человек
не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Лишь в процессе
развития человека как личности возникают как социально полезные, так и
социально вредные качества.
Каждый возрастной этап характеризуется
определенным положением человека в системе общественных отношений,
т. е. каждый ребенок, достигнув определенного возраста, попадает
в систему определенных прав и обязанностей. Для каждого возраста
существует своя специфическая «социальная ситуация развития», т. е.
определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий
формирования личности.
Румянцева Т. Г.Замечает, что подростковый, отроческий возраст охватывает период
от 11 до 15 лет и является переходным в биологическом
смысле как фаза полового созревания. В социальном плане
он характеризуется продолжением учебной деятельности,
в психологическом — появлением большого количества новообразований,
касающихся самосознания и эмоциональной сферы. Чувство взрослости,
развитие самосознания и самооценки, интерес к себе как
к личности и, с другой стороны, невозможность фактически изменить
социальную ситуацию являются источником тех негативных тенденций, о которых
мы так много сейчас говорим [46].
Райс Ф. отмечает, что подростковый и юношеский возраст не прост и противоречив и большинство
родителей озабочены поведением подростков в этом сложном возрасте. Тревогу
вызывают: повышенная агрессивность; высокая конфликтность, как в семье, так и в
школе; открытое протестующее поведение подростка; эмоциональная и
нервно-психическая неустойчивость; нежелание мириться с излишней родительской
опекой; застенчивость и юношеский максимализм [42].
Чтобы понять
мотивы поведения подростков, необходимо знать его психологические механизмы.
Родители должны знать, что, достигнув подросткового возраста (11-15 лет) их
дети переживают сложный и иногда противоречивый период. Этот период
характеризуется возрастными изменениями и кризисами. Переходность данного
периода заключается в том, что подросток начинает осознавать себя как личность,
как равноправного члена семьи, класса, общества. Это важная психическая
особенность молодых людей в этом периоде. Подростки в этом возрасте не только
осознают себя в системе общественных отношений, аначинают строить планы своей будущей,
взрослой жизни. Эти планы во многом расплывчатые, нереальные (ввиду отсутствия
необходимого опыта), в них присутствует ещё детская наивность. Но они очень
значимы для подростка, он живёт этими фантазиями и очень ревностно их защищает
от посягательств взрослых. Родители, учителя, или же просто значимые для
подростка взрослые люди, с высоты своего жизненного опыта, не учитывая эти
возрастные особенности, не учитывая мнение самого подростка, зачастую пытаются
навязать им своё мнение. Это приводит к потере контакта между взрослыми и
подростками, что усугубляет отчуждение между поколениями.
По мнению, Райс Ф. кризис подросткового возрастазаключается в преодолении пути вхождения
ребёнка в общество. (Это кризисы общения с товарищами и родителями, кризис
самосознания - когда человек начинает приобретать чувство индивидуальности.)
Успешность и лёгкость этого пути зависит от того, на сколько ребёнок усвоил
правила и моральные ценности общества, и насколько его личные моральные
ценности близки с общественными [42].
В этом возрасте
подросток ещё не взрослый, но и ребёнком быть уже не хочет. Поэтому подростку
особенно нужен тесный контакт и взаимопонимание взрослых, они должны готовить ребенка
к самостоятельной жизни. Нередко этот процесс завершается «реакцией
группирования» с выделением соответствующего лидера, а порой и со стремлением к
асоциальности.
Савина В.С. считает, что характерные черты личности подростка в этом периоде
[47]:
-эмоциональная неустойчивость;
-застенчивость;
-агрессивность;
-юношеский максимализм;
-отсутствие чувства адекватной
реальности;
-повышенная тревожность;
-стремление к самостоятельности, не
подкреплённоесоответствующими
физическими и психологическими способностями.
Основной вид деятельности в этом возрасте -интимно-личностное общение со сверстниками,
поэтому у некоторой части подростков может наблюдаться снижение успеваемости.
Становится очень значимым для ребёнка мнение о нём класса, других значимых
людей.
Этот возраст
также характеризуется половым созреванием и психическим взрослением, что
выражается в таких характерных чертах, как:
-повышенная чувственность;
-плаксивость (особенно у девочек);
-противоречивость в мыслях и поступках;
-бунтарский дух поведения.
В
этом периоде могут также проявляться или обостряться унаследованные или
приобретенные психические заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатические
черты характера и др.).
Агрессивность
в поведениив подростковом возрасте
возрастает, и психологи объясняют агрессивность на данном этапе особенностями
подросткового возраста.
Агрессивность
как личная особенность связана с комплексом психологических качеств и свойств
подростков: