1565. Виды политической рекламы, используемые в современном Российском избирательном процессе
Диплом |
25.06.2010, 13:38
Стоимость 3500. Год 2010.
Содержание Введение 3 Глава 1. Понятие политической рекламы 6 1.1. Сущность политической рекламы 6 1.2. Виды политической рекламы 24 1.3. Методы политической рекламы 29 Глава 2. Направление рекламной деятельности в современном российском избирательном процессе 38 2.1. Виды рекламы на российском политическом пространстве 38 2.2. Специфика использования политической рекламы в современном избирательном процессе в России 54 Глава 3. Рекомендации по оптимизации применения политической рекламы в избирательном процессе в современной России 68 Заключение 76 Литература 79
Под рекламой обычно понимается процесс привлечения
внимания, широкого информирования о чем-то новом, появившемся на рынке товаров
и услуг. При этом конечная цель рекламы состоит в формировании у потенциального
потребителя склонности к приобретению какого-то товара.
В отличие от коммерческой политическая реклама
направлена на привлечение соответствующей аудитории на сторону конкретных
политических лидеров и стоящих за ними политических сил.
Существует несколько подходов к определению понятия
«политическая реклама».
Согласно современному российскому законодательству
(Закон РФ «О политической рекламе»), политическая реклама — это «реклама
политических партий (объединений), органов государственной власти,
государственных и общественных организаций и принимающих участие в политической
деятельности отдельных граждан; их действий, идей, программ и отношения к
каким-либо организациям, событиям, гражданам, идеям».
Один из распространенных в научной литературе подходов
состоит в том, что к политической рекламе относятся все виды информации,
которые нацелены на формирование позитивного образа политического объекта. Так,
А. И. Соловьев пишет, что политическая реклама «представляет собой такую форму
направленного безличного обращения к человеку, которая в условиях свободного и
конкурентного выбора информации нацелена на создание у него позитивного образа политического
товара (кандидата, института, символа)... и мобилизующего его (человека) на
соответствующую поддержку»[1].
Следующий подход вводит в определение политической
рекламы дополнительный критерий — платность. В качестве примера можно
привести определение, предлагаемое А. Дейяном: «Реклама — это платное,
однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой
информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки,
фирмы, какого-либо предприятия, кандидата, правительства»[2].
На признак платности рекламы указывают большинство специалистов — Е. В.
Егорова-Гантман, Ф. Н. Ильясов, С. Ф. Лисовский, К. В. Плешаков, Г. В.
Пушкарева и др. (впрочем, существует и противопо ложное мнение — Д. В.
Ольшанский, например, считает, что платность или бесплатность рекламы, особенно
у нас, в России, имеет условный характер).
Платность политической рекламы в большинстве источников
рассматривается как главный критерий ее отделения от политического PR. Так,
Е. В. Егорова-Гантман и К. В. Плешаков отмечают, что в отличие от политической
рекламы политический PR является бесплатным, а следовательно, менее
нарочитым в глазах общества.
Основная задача политической рекламы состоит в том,
чтобы сформировать соответствующий имидж политических сил, кандидатов,
политических партий, их лидеров и представителей. Кроме того, политическая
реклама призвана в доступной, эмоциональной, лаконичной, оригинальной, легко
запоминающейся форме преподнести суть политической платформы определенных
политических сил, партий и кандидатов, настроить избирателей на их поддержку;
сформировать и внедрить в массовое сознание определенное представление об их
характере; создать желаемую психологическую установку, диктующую направление
чувств, симпатий, а затем и действий человека[3].
Политическая реклама упрощает сложность политических
программ, сводя их к простым альтернативам. Но именно благодаря этой
доступности она и становится эффективным инструментом политической борьбы.
Реклама должна учитывать специфику аудитории и поэтому
она отражает истинный уровень не только политической культуры общества и
существующих в нем политических сил, но и уровень общей культуры страны.
Создание политической рекламы и проведение рекламной
кампании осуществляются поэтапно. На первом этапе исследуется
«политический рынок», в результате чего находится нужная «политическая ниша» и
та часть электората (целевые группы), на достижение поддержки которой
рассчитывает рекламодатель. Второй этап — это выбор того или иного типа
рекламной кампании по критериям направленности (целевая кампания или
тотальная), «географии» охвата электората, используемых в ее рамках средств и
т. д. На третьем этапе разрабатывается концепция политической рекламной
кампании на основе избранной стратегии (стратегии могут быть наступательными,
агрессивными или оборонительными, строиться на охранительных символах или
обещаниях перемен, вызывать Чувства надежды и оптимизма в случае победы нужного
кандидаты или же чувство страха в случае возможной победы его оппонента,
строиться на устрашении или принципе меньшего зла и т. д.). Четвертый этап
включает создание медиа-плана, размещение рекламной продукции на тех или иных
рекламоносителях. Наконец, пятый этап — проведение самой политической
рекламной кампании.[4]
Все этапы рекламной кампании важны — необходимый
результат обеспечивается только за счет последовательного прохождения всех
перечисленных этапов.
Пропуск хотя бы одного из них повлечет за собой
неудачу всей рекламной кампании. Однако каждый этап важен по-своему.
Претендующая на эффективность кампания не может пропустить первый этап —
изучение аудитории, — иначе вся кампания может элементарно уйти в пустоту.
Принципиально важным является третий этап — разработка концепции политической
рекламы, аргументированной системы представлений о необходимых средствах и
оптимальных методах достижения политической
[1]Соловьев А. И.Политология: Политическая теория,
политические технологии. М., 2000. С. 522.
[2]Лисовский С. Ф.Политическая реклама. М., 2000. С. 13.
[3]Политология
/ Под ред. Тургаева А.С., Хренова А.Е. - СПб.: Питер, 2005. – С. 498.
[4]Политология
/ Под ред. Тургаева А.С., Хренова А.Е. - СПб.: Питер, 2005. – С. 498.