Введение.
Проблема внимания и памяти традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного. Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в оборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно , по-видимому ,найти другое понятие , столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную и драматическую судьбу в психологии ,как понятие внимания .Предмет психологии внимания формируется в рамках ассоцианистской интроспективной психологии . Прежде всего работы основателя экспериментальной психологии В.Вундта определили общую стратегию исследований внимания в конце прошлого и в первые два десятилетия нынешнего века. Последователи вундтовской психологии Э.Б.Титченер , В. Джеме. Приспособительный характер внимания , его моторные механизмы подчеркиваются в учении Т.Рибо. Здесь же впервые высказывается важная мысль о социальной природе высших форм внимания. Русский психолог Н.Н.Ланге оценил и охарактеризовал основные направления психологии внимания, оригинальностью и глубиной высказанных в ней идей, остротой и современностью постановки проблем.
В настоящее время почти все психологи и физиологи признают реальность следов памяти, хотя их природа еще полностью не раскрыта и вызывает много споров среди ученых. И.П.Павлов доказывал : «У нас от всех бывших раздражений имеются следы».
По - мнению Вульфа следы с течением времени не разрушаются, а скорее видоизменяются в определенном направлении.
В трудах советских психологов И. Ф. Добрынина, А.А.Смирнова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и других подчеркивается положение о том, что интересы и направленность личности играют важную роль в протекании всех психических процессов, в том числе и процессов памяти. Большой вклад в проблему онтогенетического развития произвольной памяти сделан советскими учеными - П.П.Блонским, Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и другими. С их точки зрения, развитие произвольного опосредованного запоминания в онтогенезе в известном смысле повторяет путь развития памяти в человеческой культуре.
Родоначальником научной психологии памяти по праву считается Т.Эббингауз. Он поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов. З.Фрейд обнаружил, что явления забывания связаны с механизмом вытеснения травмирующих аффектов и отрицательных мотивов, с которыми оказались, связаны те или иные впечатления.
Курсовая работа состоит из 2 частей: теоретической и практической. В теории рассматриваются такие вопросы как: определение внимания, памяти;
виды внимания, его свойства и функции; развитие внимания, памяти; виды и формы памяти, механизмы; индивидуальные различия памяти. В практической части используются: - методика изучения свойств внимания И.Л.Баскаковой;
- методика определения объема кратковременной и долговременной памяти.
Предметом курсовой работы является рассматриваемая проблема внимания и памяти. Объектом являются 24 учащихся средней общеобразовательной школы №6 г. Чебоксары. Возраст испытуемых составляет 15-16 лет, из них 15 девочек и 9 мальчиков.
Гипотеза: если показатель объема внимания высокий, то кратковременная и долговременная память также имеет высокий результат. Цель курсовой работы:
1) проанализировать научную литературу по данной проблеме;
2) провести исследование на выявление свойств внимания и видов памяти;
3) проанализировать теоретический материал и практические исследования, сделать выводы;
4) составить рекомендации для практического применения данной работы.
Данная курсовая работа может использоваться преподавателями, а также школьными психологами при предъявлении учебного материала учащимся, учитывая их индивидуальные особенности.
|