1638. Особенности взаимоотношения детей дошкольного возраста и родителей
Диплом |
08.07.2010, 21:08
Стоимость 3500. Год 2010.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………..……6 1.1.Взаимоотношения родителей и детей в системе социальных отношений…………………………………………………………………………6 1.2.Социально-психологические детерминанты отношений между родителями и детьми……………………………………………………………12 1.3. Подходы к коррекции детско-родительских отношений……….......21 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………..38 ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ………………...39 2.1. Методики диагностического исследования…………………………39 2.2. Психологическая характеристика детско-родительских отношений…………………………………………………………………………45 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………….…………..51 ГЛАВА3.КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ……………52 3.1. Организационно-психологическое обеспечение коррекционно-развивающей работы……………………………………………………………52 3.2. Экспериментальная проверка эффективности коррекционно-развивающей работы………………………………………………..………….58 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3…………………………………….…………...69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..72 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..76
ГЛАВА 1. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Взаимоотношения
родителей и детей в системе социальных отношений
Прежде чем понять сущность влияния родительских
отношений на ребенка, рассмотрим ее значение в его жизни.
Семья, как определенная социальная общность, волновала
умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но
на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия
«семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много
веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для родителей находим
следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве
малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены
различием полов и половой потребностью, проявляются в форме
нравственно-психологических отношений» (41,с. 175).
По мнению Л. Д. Столяренко, «семья – это
социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального
удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и
самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена» (42, с. 10).
В социологии семья
рассматривается как:
- первичная социальная
группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;
- основной фактор в социализации;
- социальный институт, регулирующий различные стороны
жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;
- социальная система, все члены которой имеют
определенный статус и роли;
- общность, для которой характерна особая система
межличностных отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами
семьи (И. М. Балинский, А. И. Захаров и другие), семья может выступать в
качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит
в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к
ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем,
никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда
в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л. Д. Столяренко и С. И. Самыгина, «семейное
воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях
конкретной семьи и силами родителей и родственников» (42, с. 11).
Семейное воспитание – сложная система. Оно должно
основываться на определенных принципах и иметь определенное содержание, которое
направлено на развитие всех сторон личности ребенка:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее
равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность в своих требованиях (не требовать
невозможного);
- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность
отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания.Тип семейного воспитания, как интегративная
характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального
отношения к ребенку, уровня родительской компетентности - является значительным
фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное