1639. ПРОЯВЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Диплом |
08.07.2010, 21:09
Стоимость 3500. Год 2010.
Введение……………………………………………………………………………. 3 Глава I. Теоретические основы гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста.............………………………………………… 5 1.1. Отклонение в развитии детей и его типы……………………………. 5 1.2. Поведение ребенка младшего школьного возраста, причины и типы нарушений поведения………………………………………………………. 9 1.3. Основные признаки гиперактивного поведения ребенка младшего школьного возраста ………………………………………………………… 23 Выводы по главе I………………………………………………………………… 33 Глава II. Диагностическое исследование гиперактивности в поведении детей младшего школьного возраста .................................…………………… 34 2.1.Диагностика гиперактивных младших школьников…………………. 34 2.2.Результаты экспериментального исследования………………………. 36 Выводы по главе II………………………………………………………………. 51 Глава III. Коррекционно-развивающая работа по преодолению гиперактивности детей младшего школьного возраста……………………. 52 3.1.Описание коррекционно-развивающей программы по преодолению гиперактивности детей младшего школьного возраста…………………. 52 3.2.Анализ коррекционно-развивающей работы………………………… 61 3.3.Рекомендации учителям и родителям гиперактивных детей……….. 63 Заключение………………………………………………………………………… 70 Литература………………………………………………………………………… 72 Приложение……………………………………………………………………….. 75
Глава I.Теоретические основы гиперактивного
поведения детей младшего школьного возраста.
1.1. Отклонение в развитии детей и его типы
В любом обществе независимо от
того, на какой стадии развития оно находится — будь то процветающая,
экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые
требуют особого внимания к себе. Это — люди, имеющие какие-либо отклонения в
физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди всегда выделялись в
особую группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним.
Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических
условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних
обществах, как, например, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью
вплоть до их физического уничтожения, в других было милосердно-сострадательным.
Сфера нормального всегда имеет в
сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами,
определяется как «ненормальное», «патологическое» (Клейберг, 1997, с. 63). На
практике — осознанно или неосознанно — происходит оценивание индивидов по
признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти
границы.
Понятие нормы широко используется
в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать
точное и единственно верное определение этому понятию, скорее всего, обречена
на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его
определений.
Сложность в определении понятия
«норма» не только терминологическая, но и содержательная. Например,
нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без
исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную
специфику, а, кроме того, со временем преобразуются, изменяются. Так, в США после
второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным,
«нормальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В
настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной для
здоровья человека привычки, курение считается признаком дурного тона.
Причем, чем демократичнее
общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления
личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламентировать
поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от
предписанных норм.
При этом важно помнить, что норма
— это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности,
некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную
действительность, но не существующий в ней. Использование понятия нормы в
общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в
физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам
удалось сделать много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в
каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится
определенный коэффициент для того или иного реального газа.
В медицине, психологии,
социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не
соответствует норме, обозначается другим словом — «отклонение» (Галагузова,
1999, с. 87).
Для психологии и педагогики
понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для
характеристики процесса развития и поведения ребенка.
Отклонения могут носить как негативный, так и
позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка
являются и умственная