Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [20] Курсовая [15]
Реферат [22] Разное [2]
Отчет по практике [0]




Пт, 22.11.2024, 09:49
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Литература, Русский язык, Лингвистика » Курсовая [ Добавить материал ]

1685. Символисты об акмеистах
Курсовая | 05.11.2009, 21:01

Введение
Глава 1. Поэты-символисты об акмеистах
1.1. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы
1.2. Брюсов В. Новые течения в русской поэзии. Акмеизм.
1.3. Блок А. Без божества. Без вдохновения.
1.4. Белый А. Символизм как миропонимание
1.5. Бальмонт К.
1.6. Сологуб Ф.
1.7. Анненский И.
Глава 2.
Характеристика наиболее значительных поэтов акмеизма
2.1. Н. Гумилев
2.2. А.Ахматова
2.3. О. Мандельштам
2.4. С. Городецкий
Глава 3.
Поэты – акмеисты о поэзии
3.1. Н. Гумилев. Наследие символизма и акмеизм
3.2.
О. Мандельштам. Утро акмеизма
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы Русская литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались друг от друга не только стилистически, но и по миро­ощущению, художественным вкусам и манере «ар­тистического» поведения. По отношению к искусству этой эпохи любые классификации на основе «направ­лений и течений» заведомо условны и схематичны. Это стало особенно очевидно к исходу поэтической эпохи, когда на смену суммарному восприятию «но­вой поэзии», преобладавшему в критике 90-х гг., постепенно пришло более конкретное видение ее достижений. Параллельно возникновению все новых и новых поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций эпохи — нарастание личностного начала, повышение статуса творческой индивидуальности в искусстве. Об этом писал в 1923 г. О. Мандельштам, называя Кузмина, Маяковского, Хлебникова, Асеева, Вяч. Иванова, Сологуба, Ахматову, Пастернака, Гуми­лева, Ходасевича и заключая: «Уж на что они непо­хожи друг на друга, из разной глины. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог». Общим источником индивидуальных поэтиче­ских стилей серебряного века О. Мандельштам спра­ведливо считает символизм: «Когда из широкого ло­на символизма вышли индивидуально законченные поэтические явления, когда род распался и наступило царство личности, поэтической особи, читатель, воспитанный на родовой поэзии, каковым был символизм, лоно всей новой русской поэзии, — читатель растерялся в мире цветущего разнообразия, где все уже не было покрыто шапкой рода, а каждая особь стояла отдельно с обнаженной головой. После родовой эпохи, влившей новую кровь, провозгласившей канон необычайной емкости наступило время особи, личности. Но вся современная русская поэзия вышла из родового символического лона». Литературная школа (течение) творческая ин­дивидуальность — две ключевые категории литера­турного процесса начала XX века. Для понимания творчества того или иного автора существенно зна­ние ближайшего эстетического контекста — контек­ста литературного направления или группировки. Од­нако литературный процесс рубежа веков во многом определялся общим для большинства крупных художников стремлением к свободе от эстетической нормативности, к преодолению не только литератур­ных штампов предшествующей эпохи, но и новых художественных канонов, складывавшихся в ближай­шем для них литературном окружении. Эстетическое своемыслие — общая тенденция в лирике серебряного века. Характерными для эпохи фигурами были поэты «вне направлений», стоявшие в стороне от межгрупповой литературной полемики или обеспечившие себе большую степень свободы от внутринаправленческих правил — М. Кузмин, М. Во­лошин, М. Цветаева («одинокой звездой» выглядит на фоне эстетически близкого ему символизма и И. Анненский). Ана­лиз лирических произведений И. Анненского дает возможность увидеть наследие се­ребряного века не в полемике и расхождениях кон­кретных течений, а в том общем (и всякий раз инди­видуально окрашенном), что составляло основы по­этической культуры эпохи. Другая часть представленных в пособии материа­лов (анализ лирики Бальмонта, Брюсова, Гумилева) иллюстрирует те же стилевые тенденции серебряно­го века, но в иной — направленческой, общеродо­вой — перспективе. Все три поэта воспринимались современниками в качестве несомненных лидеров соответственно «старшего» символизма и акмеизма; все трое породили большое количество «учеников» или подражателей. Это, разумеется, не означает, что Бальмонт, Брюсов и Гумилев не обладали индивиду­альными стилями: скорее именно стилевая отчетли­вость и стабильность послужили направленческой ка­нонизации мотивов, стиховых форм и интонаций. При общем взгляде на поэтику серебряного века заметны некоторые универсальные тенденции. На рубеже веков изменяется тематический строй рус­ской лирики. Традиционная тема природы менее зна­чима для поэтов модернизма, чем тема современного города. Социальные мотивы, определявшие облик по­эзии Некрасова и его последователей, хотя и не исче­зают, но оказываются подчиненными более важным для нового поколения мотивам творческого самоут­верждения. Историческая конкретика уступает ме­сто «вечным темам» жизни и смерти, любви и красо­ты, мук и радостей творчества. Повседневная реаль­ность оказывается контрастным фоном для яркой экзотики — мифологических преданий, географиче­ских и этнографических открытий, стилизованного камерного быта. Намного активнее, чем прежде, используется «ролевая» лирика, когда поэтическое высказывание стро­ится от лица введенного в текст персонажа (В. Брюсов). Лирическое «я» раскрывается у многих мастеров се­ребряного века в веренице перевоплощений, в череде сменяемых масок. Ценятся предметное и ролевое разнообразие, эстетическая контрастность, пестрота, многогранность, немонотонность. В связи с этим в творчестве некоторых поэтов складывается культ мгновения, мимолетностей (это особенно свойственно символизму). Стремление выразить более сложные, летучие или противоречивые состояния души потребовало от по­этов серебряного века нового отношения к поэти­ческому слову. Поэзия точных слов и конкретных значений в практике символистов, а потом и у их «наследников» уступила место поэзии намеков и не­договоренностей. Важнейшим средством создания зыбкости словесного значения стало интенсивное ис­пользование метафор, которые строились не на замет­ном сходстве соотносимых предметов и явлений (сходстве по форме, цвету, звуку), а на неочевидных перекличках, проявляемых лишь данной психологи­ческой ситуацией. Суть стилистической реформы акмеистов в преодолении крайностей символистского стиля (как его понимали поэты следующего поколения) — из­лишней отвлеченности, размытости и недосказанно­сти стиха. Впрочем, эти пожелания впервые прозву­чали из уст М. Кузмина — поэта старшего поколения, не являвшегося акмеистом. В своей посвященной не поэзии, а прозе статье, напечатанной в 1910 г., он декларировал стилевые принципы «прекрасной ясности»: логичность худо жественного замысла, стройность композиции, чет­кость организации всех элементов художественной формы. Кузминский «кларизм» (этим словом, обра­зованным от французского, автор обобщил свои прин­ципы), по существу, призывал к большей норматив­ности творчества, реабилитировал эстетику разума и гармонии. К моменту появления статьи одним из лидеров современной поэзии уже давно был худож­ник, чье творчество во многом отвечало заявленным Кузминым принципам, — это В. Брюсов. Именно он сыграл роль поэтического наставника для будущего лидера акмеизма Гумилева, а в целом наиболее авторитетными для нового поколения учи­телями стали поэты, сыгравшие заметную роль в сим­волизме, — И. Анненский, А. Блок, М. Кузмин. Об этом важно помнить, чтобы не преувеличивать остро­ты расхождений акмеистов с их предшественниками. На время поэтический маятник качнулся в сторо­ну большей «вещности» и конкретности: на смену излюбленным символистами оттенкам смысла и цве­та пришли недвусмысленные слова и цельные яркие краски, стала использоваться более ясная (и простая) композиция стихотворений. Однако по-настоящему заметно «риторическая» стилистика проявилась лишь в творчестве Н. Гумилева, но и он к концу 1910-х гг. эволюционировал в сторону символист­ской многозначности. Изучению серебряного века русской поэзии и прозы посвятили свои работы многие исследователи – Однако в этих исследованиях не прослеживается в полной мере то, каким образом творчество символистов и акмеистов перекликалось между собой, есть ли точки соприкосновения, взаимовлияния, влияния одного течения на другое. Изучению этого аспекта и посвящена наша работа, что и является целью исследования. Тема исследования: Символисты об акмеизме. Задачи исследования: 1. Изучить точки зрения известных поэтов-символистов о литературном течении «акмеизм». 2. Охарактеризовать творчество наиболее значительных поэтов акмеизма. 3. Проанализировать высказывания поэтов – акмеистов о поэзии. Глава I. Поэты-символисты об акмеистах. 1.1. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы Первым по времени попытался теоретически выяснить его основы Д. С. Мережковский, который в 1892 году написал работу «О причинах упадка и о новых течениях современ­ной русской литературы». Поэзия по природе своей — иррациональная, неземная сила, — пишет Мережковский, «сила первобытная и вечная, стихийная... непосредственный дар Божий. Люди над нею по­чти не властны». Вместе с тем это величайшая культурная сила истории, «движущая целые поколения, целые народы но известному культурному пути». Таков первый, наиболее общий тезис Мережковского. «Гении народа», ««народная душа» — вот что является истинным внутренним содержанием поэзии, продолжает Ме­режковский. Великие поэты и выражают эту «народную ду­шу». В России, в частности, такими величайшими художни­ками были, прежде всего, Ф. Достоевский и Л. Толстой. Но у нас не было и нет в этой области, в отличие от Европы, пре­емственности, а естъ лишь отдельные, оторванные друг от друга и от народа одинокие гении. Поэтому после Толстого и Достоевского наступает глубочайший упадок, достигший теперь крайнего «варварства и одичания, — дальше идти не­куда». Для Мережковского суть символистской поэзии — в по­стижении «истины» жизни, которая представляется ему как мистическое чувство «распятого Христа». Осмысление явле­ний действительности как символов «божественного открове­ния» и образует, по Мережковскому, символистскую поэзию. Что же касается импрессионизма, то это только необходимое средство, «форма» воплощения «русской меры религиозного чувства». Мережковский говорит о том, что умственная борьба, наполняющая XIX век, не могла не отразиться на современной литературе: «Преобладающий вкус толпы — до сих пор реалистиче­ский. Художественный материализм соответствует научному и нравственному материализму. Пошлая сторона отрица­ния, отсутствие высшей идеальной культуры, цивилизован­ное варварство среди грандиозных изобретений техники — все это наложило своеобразную печать на отношение современной толпы к искусству. Что они предлагают, чтобы нас заменить? Как на противовес огромной позитивной работе последних пятидесяти лет, указывают на неопределенный этикетик «символизм», прикрывающий бездар­ные вирши. Чтобы завершить изумительный конец этого громадного века, чтобы выразить всеобщую горечь сомнений, тревогу умов, жаждущих чего-нибудь незыблемого, нам предлагают неясное ще­бетание, грошевые, вздорные песенки, сочиненные трактирными за­всегдатаями. Все эти молодые люди (которым, кстати сказать, за тридцать, за сорок лет), занятые в столь важный момент историче­ской эволюции идей подобными глупостями, подобным ребяче­ством, кажутся мне ореховыми скорлупками, пляшущими на водо­паде Ниагары». Далее в своей статье Мережковский рассуждает о западных символистах. Значительное место в статье уделено рассуждениям о том, что же такое символ и идет к этому пониманию от Древней Греции, от «символов свободного эллинского духа»: человек укрощает зверя, Алькестис Эврипида, умирающая, чтобы спасти му­жа, — символ материнской жалости, которая одухотво­ряет любовь мужчины и женщины, Антигона Софо­кла — символ религиозно-девственной красоты женских характеров, которая впоследствии отразилась в средневе­ковых Мадоннах и пр. Мережковский говорит о том, что симво­лизм делает самый стиль, самое художественное вещество поэзии одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечи­вающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в кото­рой зажжено пламя. Символами могут быть и характеры: Санчо-Панса и Фауст, Дон-Кихот и Гамлет, Дон-Жуан и Фальстаф. Кризис, переживаемый литературой, должен быть преодо­лен, ибо это вопрос о том, «быть или не быть в России вели­кой литературе — воплощению великого народного сознания». Непримиримым врагом возрождения литературы является, однако, «грубый материализм», неспособный понять «великой теории познания XIX века, заложенной Кантом». «Научному и нравственному материализму соответствует художествен­ный материализм с преобладающим реалистическим вкусом толпы». Сущность борьбы в области духовной культуры, та­ким образом, заключается в непримиримой борьбе материа­лизма и идеализма — «двух взглядов на жизнь, двух диамет­рально противоположных миросозерцании». Конечная победа, однако, будет за идеализмом в его рели­гиозно-христианской формации, — пытается убедить Мере­жковский. Ибо идеализм этот, несмотря на развитие позити­визма и материализма в XIX веке, есть «вечная потребность» [C. 3-4]. С этих позиций Мережковский и оценивает далее весь путь русской литературы. «В болезненно-утонченной чувствительности» художника, в рисуемых им «мимолетных настроениях, в микроскопичес­ких уголках — рассуждает Мережковский, — открываются целые миры». Это — символизм, соединенный с импрессио­низмом. И через эти «неизведанные впечатления» житейское возникает «как призрак, освобождая человеческое сердце от бремени жизни».
Добавил: Демьян |
Просмотров: 1233
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba