Введение Одним из результатов развитии группы как психологической общности. является формирование определенной структуры малой группы. Подходов к выяснению сути структуры группы довольно много, но все они связаны с тем, какой именно критерий положен в основу оценки позиций членов группы относительно друг друга. Этим критерием, например, может быть функциональная дифференциация, которая связана с содержанием групповой деятельности, т. е. имеется в виду программно-ролевой подход М.Г. Ярошевского и выделение в науке деятельности таких ролей, как критик, эрудит, генератор идей. На наш взгляд, более верным является многомерный анализ структуры группы. В зависимости от выбранного критерия можно описать отношения в одной и той же группе различно. Но главное не то, что структуры этих групп различаются между собой, а то, что они отражают некоторые стороны жизни группы. Однако необходимы не только выделение множества критериев для анализа структуры, но и оценка иерархии значимости этих критериев в жизни данной группы. Именно какие критерии оценки взаимных позиций членов группы могут быть выделены, мы и рассмотрим в нашей работе. 1. Формально-статусное измерение Формально-статусное измерение дает представление о соотношении позиций индивидов в формальной структуре. Можно отметить, что для реальных трудовых коллективов формально-статусная структура полностью совпадает со штатным расписанием. Однако эта структура, имея большое значение для членов группы, очень часто не отражает реальность отношений между людьми. 2. Социометрическое измерение Социометрическое измерение характеризует иерархию позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений. По существу, социометрическая структура является аналогом неформальной статусной структуры группы. Самое высокое положение в иерархии группы занимает лидер. Одна из первых теорий, объясняющих природу влияния лидера в группе, - теория черт (или харизматическая). Она обосновывает феномен лидерства в группе личностными характеристиками самого лидера. Согласно этой теории лидером человека делает определенный набор характеристик, черт характера, необходимых для выполнения функции управления любой группой в различных условиях. Эта концепция, с одной стороны, оказалась очень влиятельной и живучей (до сих пор ее отголоски можно встретить в литературе, особенно в практических сферах, смежных с социальной психологией), а с другой - почти сразу появились опровергающие ее исследования. Несостоятельность данной теории связана, во-первых, с тем, что групповой феномен - лидерство - выводится из личностного. Они, конечно, связаны, но не вытекают один из другого. Во-вторых, чисто эмпирически оказалось невозможным составить относительно короткий и однозначный перечень характеристик, которые делали бы человека лидером. Такого перечня просто не существует. Характеристики, необходимые для лидерства, тесным образом связаны с той групповой деятельностью, для реализации которой существует данная группа.
|