1. Характеристика книготорговой сети страны Российский книжный рынок является уникальным в том смысле, что его система книжной торговли, потеряв свой прежний монопольный облик, ищет варианты продвижения книг от издателя к покупателю, используя всевозможные формы: отечественные рыночные начала века, современные западные и модернизированные под рынок схемы советских книготорговых образований. На книжном рынке России появилось много разнообразных «комбинированных» форм книготорговли, к числу которых следует отнести экономические структуры, образованные по примеру западных книготорговых сетей. При сетевой системе организации книжной торговли единым заказчиком книг у поставщиков – издательств, оптовиков и дистрибьютеров – выступает служба маркетинга сети. Она заказывает более значительные партии конкретных книг и получает более высокие скидки, чем, например, независимые книжные магазины. Независимые книжные магазины, конкурируя с сетевыми магазинами, стараются найти собственные ниши и обеспечить покупателей индивидуальным комплексом услуг, в отличие от сетевых книжных магазинов. Так, издательско-книготорговое объединение «АСТ» в обслуживании группы своих магазинов делает упор на ассортимент входящих в эту группу издательств (около 30). У издательско-книготорговой фирмы «Тера» упор делается на ассортимент нескольких издательств, входящих в холдинг. Издательско-книготорговое объединение «Инфра-М» и его партнер «Мастер-книга» владеют сетью книжных магазинов в регионах (около 15) на принципах, очень близких к западным сетям, и еще обслуживают около 30 других независимых книжных магазинов с использованием принципов сетевого обслуживания. Однако из-за недостатка средств в этой структуре отсутствует высокая типизация в работе торговых залов, действуют они на ограниченном ассортименте со смешанными формами финансирования и управления. Принципы работы книготорговых сетей использует Новосибирское оптово-розничное книготорговое предприятие «Топ-книга». Оно пытается
|