1. Теоретические основы изучения совладающего поведения
аптечных работников
1.1 Стресс и его психологические последствия
Стресс
(от англ. stress – давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) –
неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или
психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние
нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии,
психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы
стресса [47].
В
физиологию и психологию термин «стресс» ввел Уолтер Кэннон в своей работе
«бороться или бежать», а последователем в изучении стресса стал канадский
физиолог Ганс Селье, который изучал физические аспекты стресса. Селье не
пользовался термином стресс, а называл это состояние – «адаптационный синдром».
Изучая болезни адаптации, Г.
Селье [39] пришел к выводу о
существовании "общего адаптационного синдрома", подготавливающего к встрече с
изменяющимися условиями среды, ведущую роль в котором играл стресс. Он
определил стресс как неспецифический
ответ организма на любое предъявленное ему требование. В этом
определении важно раскрыть понятие "неспецифический". Все стрессоры
строго специфичны (будь они психологическими, физиологическими или
физическими). В то же время, все эти стрессоры имеют и нечто общее,
неспецифическое - требование
приспособиться к новым условиям. Это вынуждает
организм адаптироваться к возникшей необычной ситуации. Неспецифические требования,
предъявляемые воздействием как таковым - это и есть сущность стресса, как
говорил Селье. Автор выделил три этапа в развитии стресса [40]:
- Тревога
(фазы шока и противошока). В этой фазе организм функционирует с большим
напряжением. Однако, на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью
поверхностной, или функциональной, мобилизацией резервов без глубинных
структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация проявляется, как
правило, в следующем: кровь сгущается, в ней падает содержание ионов хлора,
происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение
печени или селезенки, но более подробно о физиологических механизмах стресса
речь пойдет ниже.
-
Резистентность (возникновение повышенной устойчивости организма к действию
стрессоров). Это вторая фаза. Так называемая фаза максимально эффективной
адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования
адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в
первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало
отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие фактуры среды.
- Истощение
(развиваются дистрофические процессы, вплоть до гибели организма). Если стресс
продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то
неизбежно наступает фаза истощения.
Следует
отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не
приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора
(непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов
внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида [27].
Кроме
этого, в литературе встречаются термины: физический, психоэмоциональный, информационный стрессы [25]. В
физиологическом словаре подчеркивается, что прилагательное «эмоциональный»
указывает особую роль эмоций в генезе стресса. Эмоциональный стресс, по мнению Селье – это состояние тревоги,
конфликта, эмоционального расстройства и т.д. – такие эмоциональные состояния,
которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными
психологически трудными ситуациями, либо считает их неразрешимыми [40].
Иначе
говоря, стресс по этому определению – есть эмоция или вызываемое отрицательной эмоцией состояние в неблагоприятных условиях. Очевидно,
здесь перепутаны причина и следствие. Во-первых, стресс - это самостоятельный психофизиологический процесс,
обеспечивающий определенный уровень активности организма. Эмоции тревоги,
напряжения - вторичны. Во-вторых, стресс не всегда вреден [25].
|