1.1. Психолого-педагогические аспекты межличностных
отношений
История взаимодействия и
взаимоотношений родителей с детьми тесно связана с историей семьи. Согласно Л.Б.
Шнейдер Семья – важнейший из феноменов,
сопровождающий человека в течение всей его жизни. Являясь своеобразной малой
группой, семья, представляет собой
системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых
людей на основе супружества, родства и родительства [33]
Семья – это та среда, в
которой у ребенка формируются представления о себе и о других, о мире, где
начинается развитие его социальной природы и духовной культуры. Во
взаимоотношениях с родителями ребенок обретает опыт общения с людьми. Они
являются первыми и наиболее авторитетными учителями [35]
Семейные взаимоотношения
определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи,
сопереживания и взаимопонимания. В процессе взаимодействия членов семьи накладываются отпечатки на их психическое и физическое здоровье, а также
на их характеры и поступки [10].
Основой жизнедеятельности
семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние
контакты, взаимодействия, стремления к единству мыслей и действий,
взаимовыручка, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.
Неоценимую роль в системе
семейных отношений играют мать и отец. Именно они - центральные фигуры
«родительской педагогики».
Влияние родителей (чаще
матери) на психическое развитие ребенка определяется ролью эмоциональной
составляющей внутрисемейных отношений.
Общение с ребенком
позволяет родителю поддерживать духовную близость с ним, познавать его
внутренний мир, выяснять, чем он живет, интересуется, к чему стремится. Общение
с родителем важно для детей любого возраста, но особенно большое значение имеет
для детей раннего и дошкольного возраста
[10].
В связи с увеличением
педагогических и экспериментально-психологических работ, посвященных проблемам
общения и взаимоотношений, возникла необходимость теоретического осмысления и
уточнения таких понятий, как общение, отношения, взаимоотношения, взаимодействия.
Система отношений по В.Н.
Мясищеву, формируется в ходе всей истории развития человека, в том числе в
процессе общения. С его точки зрения в общении выражаются отношения
человека с их различной активностью, избирательностью,
положительным или отрицательным характером. Способом или формой общения и
отношения является обращение человека с человеком. Общение обусловлено
жизненной необходимостью, однако его характер, активность, размеры определяются
отношением.
Общение является
предметом изучения многих наук: общая и социальная психология, социология,
педагогика, этика и др. Каждый исследователь по-своему определяет это понятие:
«одна из форм человеческого взаимодействия… обмен действиями, переживаниями с
другими людьми, а также обращение человека к самому себе» (А.А.Гусейнов, И.С.
Кон). Э.М.Коржева и Н.Ф. Наумова трактуют это понятие как особую форму
взаимодействия и межличностных отношений людей. Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов
указывают, что общение – это речь
взрослого, в которой присутствует симпатия, расположение к младенцу. А.Н.
Леонтьев, Я.Л. Коломенский считают, что общение - это способ реализации
общественных и личных отношений. Б.Ф. Ломов
раскрывает понятие общение как основную форму проявления психических
состояний. Большинство исследователей проблемы общения определяют это понятие
как взаимодействие людей для развития взаимопонимания, достижения общего
результата. Так, М.И. Лисина определяет это понятие следующим образом: «Общение
– взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение
их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
В социальной психологии взаимоотношения исследовались как межлич
|