Туризм в силу контактов с
клиентами, зарубежными фирмами, наличия высоких стандартов качества
обслуживания, сезонных колебаний спроса обусловливает специфическое применение маркетинга.
Использование маркетинга
в сфере туризма связанно с разработкой специального туристского продукта на
рынке и ориентацией его на конкретного потребителя, разработкой стратегии
расширения продаж, выбором наиболее эффективных средств распространения
рекламной информации.
Основной результат
деятельности в туризме — это создание туристского продукта, под которым следует
понимать любые услуги, оказываемые туристу, подлежащие оплате, — гостиничные, транспортные,
переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и др.
В широком понимании
туристский продукт — это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий
туристскую поездку. Основным туристским продуктом является комплексное
обслуживание, предусматривающее определенный набор стандартных услуг, которые
предоставляются каждому туристу.
Туристскому продукту
присущи общие характерные черты услуг: неосязаемость, изменчивость качества и
неспособность к хранению.
Однако услуги
применительно к туристскому продукту имеют некоторые особенности:
предоставление туристских услуг характеризуется сложными взаимоотношениями
между различными участниками; они эластичны по ценам, зависят от политических и
социальных условий; предоставление туристского продукта осуществляется только в
местах его производства; туристский продукт создается усилиями многих
предприятий, каждое из которых имеет свои коммерческие цели; на качество
туристских услуг значительно влияют внешние факторы (политика государства,
природные условия, международная обстановка и др.).
Приведенные особенности
туристского продукта обусловливают и особенности использования маркетинга в
сфере туризма.
Специалисты в области туризма
по-разному формулируют понятие «маркетинг в туризме». Так, по мнению
французских специалистов Р. Ланкар и Р. Оллье, туристский маркетинг — это серия
основных методов и приемов, выработанных для исследования, анализа и решения
поставленных задач. Главное, на что должны быть направлены эти методы и приемы,
— выявление возможностей наиболее полного удовлетворения потребностей людей с
точки зрения психологических и социальных факторов, а также определение
способов наиболее рационального с финансовой точки зрения ведения дел
туристскими организациями, позволяющих учитывать выявленные или скрытые
потребности в туристских услугах.
Швейцарский ученый Е.
Крипендорф считает, что туристский маркетинг — это систематическое изменение и
координация деятельности туристских предприятий, а также частной и
государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным,
национальным или международным планам.
Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет три основные функции
туристского маркетинга: установление контактов с клиентами,
Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятий.- СПб.:
Изд-во СПбУЭФ,2008 - с.511.
Анурин В.Ф. Маркетинговые исследования
потребительского рынка. Уникальный отечественный опыт: Учебное пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности 061500 - Маркетинг/ В.Ф. Анурин,
И.И. Муромкина, Е.В. Евтушенко. - М. [и др.]: Питер, 2004. - 270 с.: ил. -
(Учебное пособие). - Список лит.
|