Глава 1. Теоретико-методологические основы управления межличностными
конфликтами в современной организации
1.1 Конфликт – его сущность и виды
Начнем с объяснения ведущего понятия: «организационно-управленческий
конфликт».
Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется
множество определений. В психологии под конфликтом понимают столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов
оппонентов или субъектов взаимодействия. В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм
человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные
или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные
противоречия между людьми, которые могут предпринимать попытки их разрешения на
фоне проявления эмоций.
Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между
отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными
интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их
достижения. Западными социологами и психологами конфликты признаются важнейшими
факторами социального развития. Английский социолог Г. Спенсер считал конфликт
неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального
развития.
Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами,
враждебностью. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что
его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует немедленно
разрешать, как только он возникает. Такое отношение часто прослеживается в
трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе
научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии
по Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается
на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и
разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном,
устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть
использованы для решения возникающих проблем. Немецкий философ-идеалист и
социолог Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически
обусловленным явлением и одной из форм социализации.
Авторы,
принадлежащие к школе «человеческих отношений», тоже были склонны считать, что
конфликта можно и нужно избежать. Они признавали возможность появления
противоречий между различными группами руководителей, однако обычно
рассматривали конфликт как признак неэффективности деятельности организации и
плохого управления. По их мнению, хорошие
|