Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба
между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за
лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция
предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные
условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта.
Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное
хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения
эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.
Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший
способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря
экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика
превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой
их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них
односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на
соответствующем товаром рынке.
Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные
стороны, так и отрицательные.
Положительные стороны конкуренции:
1.
конкуренция
заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
2.
конкуренция
требует совершенствовать технику и технологии;
3.
конкуренция
стимулирует повышение качества товара;
4.
конкуренция
заставляет снижать затраты (и цены);
5.
конкуренция
требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
6.
конкуренция
ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
7.
конкуренция
повышает качество продукции (клиент всегда прав);
8.
конкуренция
вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
1.
при
конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
2.
многочисленность
«жертв» в виде банкротств и безработицы.
Конкурентоспособность — это свойство продукта,
имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень
соответствия техникофункциональных, экономических, организационных и других
характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка,
принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в
пользу других объектов.
Один из главных вопросов,
возникающих при изучении конкуренции на рынке общественного питания - это
определить кто является истинным конкурентом того или иного ресторана
общественного питания. Ведь каждое предприятие общественного питания стремиться
обрести свою индивидуальность, создать свою собственную атмосферу, комфортную
для его посетителей. Иными словами, рынок общественного питания сегментирован
настолько, что бывает достаточно сложно объединить рестораны в какую-то
достаточно однородную группу, с тем, чтобы определить истинных конкурентов.
Можно говорить о том, кто
является основными конкурентами Вашего ресторана по ассортименту предлагаемых
блюд, по ценам, по направленности кухни, по местоположению каналам
распространения рекламной информации. Этот вопрос вплотную соприкасается с
вопросом классификации предприятий общественного питания.
При анализе конкурентной
среды необходимо выяснить примерно следующий перечень вопросов:
·
кто
основные конкуренты;
·
стратегия
ваших конкурентов;
·
оргструктура
и менеджмент;
·
финансовое
состояние;
·
маркетинговая
и рекламная стратегия конкурентов;
·
методы,
используемые в конкурентной борьбе;
·
комплекс
оказываемых услуг.
Основные разделы, по
которым целесообразно проводить анализ конкурентов выглядят примерно следующим
образом:
·
Рынок
- сегменты, методы внедрения, приоритеты;
·
Услуги
и продукты - скорость реакции на изменения предпочтений потребителей, ассортимент
оказываемых услуг;
Продвижение услуг - анализ рекламы, стратегии раз
Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. –
Киров: АСА, 2005 – с.524.
Коршунов Н.В. Организация
обслуживания в ресторане, М, высшая школа 2006 – с.232г.
|