Глава 1. Теоретический анализ исследования внимания младшего школьного
возраста
1.1.Определение внимания, его виды, формы и свойства
Важнейшей особенностью
протекания психических процессов является их избирательный, направленный
характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности
связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.
Внимание – это
направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для
личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики
(сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или
двигательной активности.
Внимание обуславливает
успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и
отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего
сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако
направленность нашего внимания может меняться [15].
Поскольку внимание
выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и
объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны,
внимание направляется на объект, с другой – объект привлекает внимание. Причины
внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в объекте, и
даже прежде всего в нем, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом
по себе, так же как они тем более не в субъекте самом по себе, – они в объекте,
взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к
объекту [23].
Генезис внимания связан с
развитием достаточно совершенной тонической рефлекторной иннервации. В развитии
внимания развитие тонической деятельности играет существенную роль: она
обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя,
необходимого для внимательного наблюдения за объектом.
Внимание теснейшим
образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях
филогенетического развития, оно непосредственно включено в практическую
деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как настороженность,
бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как мобилизованность на
восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на
этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к
действию.
Внимание к объекту,
будучи предпосылкой для направленности на него действия, является вместе с тем
и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудь
деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем
своего внимания. Внимание – это связь сознания с объектом, более или менее
тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится [10].
Физиологические основы
внимания. В коре больших полушарий мозга протекают два процесса: возбуждение и
торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре
мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в
состоянии торможения. Это происходит по закону индукции нервных процессов.
Поэтому человек, сосредоточенный на чем-то одном, может ничего другого в этот
момент не замечать. По словам Павлова, в участке больших полушарий с оптимальной
возбудимостью легко образуются новые условные связи. [13, с. 141]
Деятельность же других
участков мозга связана в это время тем, что обычно называется неосознанной,
автоматической деятельностью человека.
Возбуждение в коре
полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается. Этот процесс
Павлов образно писал так: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышу и
если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы
увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям
передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо
неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем стальном пространстве
полушарий более или менее значительной тенью» [10, c. 78].
Большое значение для
появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он
представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.
Этот рефлекс есть у людей и у животных. В комнате раздается шорох, и котенок
встрепенулся, насторожился, как говорят, «навострил» уши и устремил глаза в
сторону звука. На уроке ученики с интересом слушают рассказ педагога. Но вот
дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на увлечение рассказом, все
школьники и сам учитель невольно повернули голову в сторону двери. Этот рефлекс
Павлов образно назвал рефлексом «что такое?».
Способность
настораживаться, реагируя иногда на очень незначительные изменения в окружающей
среде, объясняется наличием в больших полушариях мозга сети нервных путей,
соединяющих ретикулярную формацию с разными участками коры больших полушарий.
Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов
чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на
ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким образом, ретикулярная формация вместе с
анализаторами (органами чувств) обусловливает появление ориентировочного
рефлекса, являющееся первичной физиологической основой внимания.
В последние десятилетия в исследованиях советских и зарубежных уче
|