1938. Интеллигенция 20-х годов в произведениях М.Булгакова
Реферат |
25.01.2010, 07:30
Стоимость 300р. Год выполнения 2010г.
Содержание Введение 3 I. Интеллигенция 20-х годов в произведениях русских писателей 4 II. Авторская позиция и способы ее выражения в рассказах М.Булгакова "Собачье сердце" и "Роковые яйца". 9 III. Предостережения М. Булгакова нашим современникам. 13 Заключение 17 Литература 19
Мировая литература знает замечательные примеры обращения писателей к
эпохе гражданской войны. Не собираясь тревожить великие тени Данте, Шекспира и
Мильтона, вспомним знаменитый роман американки Маргарет Митчелл "Унесенные
ветром" о войне Севера и Юга или великолепную книгу "Леопард",
написанную итальянским князем Томази ди Лампедузой о семье его сицилийских
предков во времена революции Гарибальди. Всегда в таких книгах есть
историческая ностальгия, элегическое воспоминание о невозвратном великом
прошлом, былой высочайшей культуре, об ушедших людях, которые "богатыри —
не вы". Неизбежно критическое сопоставление прошлого с настоящим, всегда
для последнего не выгодное. Но иначе настоящее не понять.
Из трезвого сравнения неизбежно извлекается исторический урок, становится
ясно значение великого переворота в судьбах страны, ее народа и культуры,
принявшего традиционную форму междоусобных битв и кровавого повседневного
насилия, уничтожения целых классов и сословий. Выявляется и крепнет в
испытаниях человек. Приоткрывается грядущее, тоже далекое от светлой идиллии.
Интерес к судьбам интеллигенции не случаен. Судьба великой русскойкультуры беспокоила большинство российских
писателей, хранительницей которой становится интеллигенция в эпоху перелома.
I. Интеллигенция 20-х годов в произведениях русских
писателей
Судьба русской интеллигенции прошла лейтмотивом в творчестве большинства
писателей начала века. Судьба той немногочисленной прослойки населения, которая
и формирует нравственность и духовность страны,является отражением судьбы народа, истории страны. Здесь и глубокий
драматизм, связанный с формированием нового мировоззрения, и трагедия
потерянного человека и сложный нравственный выбор между "добром и
злом".
Судьба русской интеллигенции в изменяющейся политической обстановке стала
для М. Булгакова определяющей.
Суждение о "лучшем слое" на первый взгляд высокомерно, однако
само слово "слой" свидетельствует, что речь здесь идет именно о малой
части народа, на создание и воспитание которой этот самый народ, нищий и вечно
угнетаемый, потратил столько веков, сил, средств и жизней. А сам Булгаков на
допросе в ОГПУ сказал: "Я остро интересуюсь бытом интеллигенции русской,
люблю ее, считаю хотя и слабым, но очень важным слоем в стране. Судьбы ее мне
близки, переживания дороги". Но в своем романе, из-за которого и попал на
допрос, взглянул на этот слабый, одержимый хронической кружковой истерией и
политической куриной слепотой "слой" трезво, как правдивый художник
школы Толстого.
"Лучший слой" — вовсе не значит, что он лучше всех, соль
земли, может высокомерно третировать тех, кто "внизу", на чьих плечах
эта культура воздвигнута. В "Белой гвардии" автор вполне самокритично
говорит о трагедии и исторической слепоте русской интеллигенции, многое в ней
осуждает и развенчивает, и прежде всего ее мифологическое, необременительное
народолюбие, когда весь народ как понятие отвлеченное обожают, а каждого его
конкретного представителя считают хамом и вором. Упреком образованному сословию
звучит недавно