Глава 1. Теоретический анализ проблемы мотивации учебной деятельности
подростков и школьной успешности.
1.1 Понятие мотивации, ее особенности,
виды мотивации учебной деятельности
Поведение человека имеет
две взаимосвязанных стороны: побудительную и регуляционную. Регуляционная
сторона поведения отвечает за то, как поведение
складывается в конкретной ситуации. Психические процессы: ощущения, восприятие,
память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер,
эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Побуждение обеспечивает
активацию и направленность поведения. Побудительная сторона поведения связана с
мотивацией [12, С. 171].
Термин
«мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово
«мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как
обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в
частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и
как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую
активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация
рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих
поведение человека, его начало, направленность и активность [14, С. 513].
Необходимо отметить, что любая форма поведения может быть объяснена как
внутренними, так и внешними причинами. В первом случае говорят о мотивах,
потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о
стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы,
которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют
личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и
ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации
поведения.
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации
взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной
ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей)
приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае
становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает
ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие
человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.
Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту
поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к
совершению определенных действий.
А. Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии
субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не
записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего
предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения
потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый,
мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то
есть становится мотивом» [13]
Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в
формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует
отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека, которые
представляют собой состояние нужды человека в определенных условиях жизни и
деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности,
всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности
[21, С. 173].
Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно
|