1950. Стихия лиризма в русской литературе начала 20 века
Реферат |
25.01.2010, 07:50
Стоимость 300р. Год выполнения 2010г.
Содержание Введение 3 1. Предпосылки развития лиризма в литературе 4 2. Лиризм в патриотической поэзии Сергея Есенина 5 3. Россия в лирике А. Блока 10 Заключение 14 Литература 15
Лирика свойственна литературе. Она является
неотъемлемой частью культурного наследия любой эпохи.
Стихийный подъем лирики отмечается в период
«серебряного века» русской литературы, пришедшийся на начало 20 века. Продолжая
развивать поэтическое наследие Жуковского, Пушкина,Лермонтова, поэты начала века воспевают в
своем творчестве трогательность любви к родине, природе женщине и т.д.
Оттеняясь грубостью века, развитием символизма,
акмеизма и футуризма, лирическая поэзия начала века рассматривается нами как
позитивизм, пришедший на смену пессимизму в отечественной литературе.
«Серебряный век» породил великий взлет русской культуры и стал началом ее
трагического падения. Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м
годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К.
Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом "серебряного века"
считают 1915 год — время его наивысшего подъема и конца. Общественно-политическая
обстановка этого времени характеризовалась глубоким кризисом существующей
власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен.
Так же, как общество напряженно искало пути к новому социальному строю,
писатели и поэты стремились к освоению новых художественных форм, выдвигали
смелые экспериментаторские идеи.
В данной рассмотрим тему лирики в русской литературе на примере поэзии С.
Есенина и А. Блока.
Реалистическое изображение действительности
перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикой XIX века
утверждались новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Они
предлагали разные способы постижения бытия, но каждое из них отличалось
необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний
лирического героя, устремленностью в будущее.
Одним из первых литературных течений
стал символизм, объединивший таких разных поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов,
А. Белый и др. Теоретики символизма считали, что художник должен создавать
новое искусство с помощью образов-символов, которые помогут более утонченно и
обобщенно выразить настроения, чувства и мысли поэта. Причем истина, прозрение
могут появиться у художника не в результате раздумий, а в момент творческого
экстаза, как бы ниспосланного ему свыше. Поэты-символисты уносились мечтой
ввысь, задаваясь глобальными вопросами о том, как спасти человечество, как
вернуть веру в Бога, добиться гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной
женственностью, Красотой и Любовью.
Так же, как отрицание реализма породило символизм, новое литературное
течение — акмеизм — возникло в ходе полемики с символизмом. Он отвергал тягу
символизма к неведомому, сосредоточенность на мире собственной души. Акмеизм,
по мысли Гумилева, не должен был стремиться к непознаваемому, а обращаться к
тому, что можно понять, то есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнее охватить многообразие мира. При таком взгляде художник-акмеист в
отличие от символистов становится причастным мировому ритму, хотя и дает оценки
изображаемым явлениям. Вообще, когда стараешься вникнуть в суть программы
акмеизма, сталкиваешься с явными противоречиями и непоследовательностью.
По-моему, прав Брюсов, который посоветовал Гумилеву, Городецкому и Ахматовой
"отказаться от