Содержание Введение 3 1. Поэт и эпоха. 1920 – 50-е гг. 4 2. Литературное творчество Б. Пастернака 5 3. Библейские мотивы в лирике Б. Пастернака 7 Заключение 13 Литература 14
Вся мировая культура — музыка, живопись, литература, театр — пронизана
мотивами Библии, в той или иной степени содержит её элементы. Без знаний
библейских заповедей, сюжетов, библейских выражений невозможно в полной мере
приобщиться к культуре, созданной человечеством.
Упоминая о творчестве Б. Пастернака, нельзя не отметить, что этот поэт
был новатором, и его вклад в развитие русской поэзии огромен. Сначала он
сотрудничал с Маяковским, так как относил себя к футуристам. Позднее
последовало творческое самоопределение поэта, которое определило своеобразие
его лирики. Его стих отличает яркая метафоричность, образы и ассоциации же
всегда неожиданны, но удивительно точны. Вместе с тем Пастернак не отказался от
"наработок" человечества, и он продолжает культурные традиции. Самый
яркий пример этого – библейские мотивы в его лирике.
Важнейшая категория любого христианина – вечная душа. Пастернак во многих
своих стихотворениях касается этого понятия. О своей душе он заметит:
Душа моя, печальница
О всех в кругу моём.
Душа по определению должна тревожиться, чутко следовать колебаниям жизни,
отзываться на страдания в человеческих судьбах. Душа поэта неразлучна с
совестью, и именно она даёт ему силы "быть живым, живым и только до конца".
Что такое для Пастернака жизнь? Прежде всего он ценил красоту окружающего
мира. В этом мире "большое озеро, как блюдо, за ним - скопленье облаков".
Для него вся природа – большой храм.
С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из
самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень
многих младших поэтов-современников — П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого,
Н. С. Тихонова, А. А. Тарковского и К. М. Симонова.
Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением
к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В
поэмах "Высокая болезнь" (1923 – 28 гг.), "Девятьсот пятый год"
(1925 – 26 гг.), "Спекторский" (1925 – 31 гг.), "Лейтенант Шмидт"
(1926 – 27 гг.) революция предстает как логическая часть исторического пути не
только России, но и всей Европы. Наиболее выразительным знаком неправедности
социального и духовного устройства России, определяющим нравственные основания
и нравственную неизбежность революции, становится для Пастернака "женская
доля" (в традициях Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского и гражданской
лирики второй половины 19 в.).
В повести "Охранная грамота" (1930 г.),
своеобразном итоговом творческом отчете за два десятилетия, Пастернак
формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и
истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и
судьбы наиболее близкого ему поэта-современника — В. В. Маяковского.
Мучительному разрыву с первой женой (художницей Е. В. Пастернак) и сближению с
З. Н. Нейгауз посвящена новая книга лирики — "Второе рождение" (1932
г.). Ее выход обозначил начало периода деятельного участия Пастернака в
общественно-литературной жизни, продолжавшегося