Гостиница - сложное многофункциональное предприятие, которое
оказывает целый комплекс услуг: это размещение, питание, организация досуга и
бытовое обслуживание. Основными источниками получения прибыли в гостиничном
бизнесе являются: номерной фонд; бизнес-центр; бытовой комплекс; общественное
питание (обслуживание в зале ресторана, в номерах). Примерно 70 % дохода любой
гостиницы составляет плата за номера, около 20 % - доход от продажи продуктов
питания и напитков.
Первые автоматизированные системы управления гостиниц
появились в 1975 г. на Западе. Согласно исследованию компании «Microsoft»,
60-70 % всех гостиниц на Западе используют передовые высокоэффективные
технологии управления. Это вызвано нарастающими темпами технологического
прогресса: если раньше гостиницы меняли технологическое оснащение в среднем
каждые 7-9 лет, то сегодня - каждые 3-5, и тенденция сокращения этого срока
продолжается. На российском рынке представлено несколько западных систем,
которые эксплуатируются в гостиницах, находящихся в совместном управлении с
западными партнерами или входящими в гостиничные цепочки.
АСУ гостиницы - это специализированный пакет программ,
обеспечивающий работу гостиничного персонала на своих рабочих местах и
оперативное принятие решений на всех этапах технологического цикла, от
резервирования мест до получения отчета по деятельности гостиницы. Типовые
системы АСУ гостиниц представлены:
Корпорацией «MAI/Hotel Information
Systems» (США) - разработчик системы Лоджинг Тач. Система «Лоджинг Тач»
используется в сотнях отелей по всему миру, включая такие известные сети, как
«Choice Hotels», «Holiday Inn», «Oriental Express», «Gruppo Sol» и др.
Авторизованный дистрибьютор корпорации на российском рынке - компания «ЛИБРА
Интернейшнл».
Компанией «Micros-Fidelio»
разработаны системы управления гостиничными комплексами, которые являются
корпоративным стандартом для 70 крупнейших международных цепей, охватывающих
8500 гостиниц в 107 странах.
ООО «Либра Интернейшнл» (Libra International) —
ведущий поставщик информационных технологий для гостиничной индустрии России и
стран СНГ. Libra International является официальным партнером и дистрибьютером
корпорации Hotel Information Systems (http://www.hotelinfosys.com/),
крупнейшего мирового разработчика решений автоматизации для международной
индустрии гостеприимства с опытом более 4000 установок в 83 странах мира. Libra
International работает на рынках стран СНГ и Балтии с 1998 года. Головной офис
компании находится в Москве.
Одним из основных направлений туристской деятельности
является решение вопросов, связанных с обеспечением туристов средствами
размещения. Сегодня мировая сеть отелей может удовлетворить любой вкус.
При классификации гостиниц в разных странах используются
различные системы, которых сейчас существует более 30. Введению единой
классификации гостиниц в мире препятствует ряд факторов: культурно-историческое
развитие страны, национальные особенности, различия в критериях оценки качества
обслуживания. Самые распространенные классификации:
- система звезд * - это французская национальная
классификация (Россия, Австралия, Венгрия, Италия)
- система букв, используется в Греции
- система «корон»/ «ключей», используется в Англии
- система разрядов (Испания, Италия, Израиль)
- система баллов
5* - соответствует высшей категории, 1* - низшей, в мотелях –
4* - это высшая категория, а 1* - низшая.
Гостиницы 5* отличаются от гостиниц 4* дополнительными
«мелочами» и более высоким уровнем обслуживания.
При классификации гостиниц в Египте также используются *, но
по сравнению с европейской системой они завышены примерно на ½ *.
Все греческие гостиницы делят на 4 категории: А,В,С,Д.