ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В
ПСИХОЛОГИИ
1.1. Половая идентификация детей младшего школьного возраста
Половая идентичность - это сложное личностное образование,
представляющее собой "...единство поведения и самосознания индивида,
причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей
половой роли" [34, с. 282].
Зарубежные исследователи определяют половую идентичность
следующим образом. Согласно взглядам J. Money, половая
идентичность - это субъективное переживание половой роли, а
половая роль - социальное выражение половой идентичности. S. Thompson под половой идентичностью понимает принадлежность себя к определенному
полу и выделяет три этапа ее становления: ребенок" узнает,
что существует два пола; он относит себя к одному из этих полов; на
основе самоопределения он выбирает соответствующие (предпочитаемые) формы
поведения [15, с. 10].
Период интеграции отечественной
психологической науки в мировое научное сообщество был
ознаменован тем, что отечественные исследователи стали больше обращаться к научному наследию зарубежных авторов. То, что было
наработано зарубежными авторами в плане половой
идентичности, получило дальнейшее развитие в трудах отечественных
психологов.
Г. Глейтман определяет половую идентичность
как осознание того, мужчина ты или женщина [9, с. 121].
Известный отечественный психолог В.С. Мухина
в своей концепции этапов становления самосознания у
детей определяет достижение половой идентичности как важную составляющую, наряду с такими
компонентами, как:
- имя, идентифицированное
с телесной и духовной индивидуальностью человека;
- притязание на
признание, выражающееся в стремлении выстраивать свое
социальное поведение с целью быть признанным обществом;
-психологическое время
личности, являющееся индивидуальным переживанием своих физических и духовных изменений в трех временных отрезках
объективного
времени жизни: прошлого, настоящего и будущего;
- социальное пространство личности, определяющееся
значениями и смыслами прав и обязанностей, закрепленных в каждой
культуре.
В.С. Мухина в своих исследованиях указывает,
что осознание ребенком своей половой идентичности (его позиция как
представителя определенного пола, чувство тождественности со своим полом,
стремление поддержать «престиж» своего пола) определяет специфику развития его
самосознания [29, с. 80].
В исследованиях современных отечественных
психологов доминируют представления о половой
идентичности как об одном из видов личностной идентичности. Половая идентичность рассматривается как внутренняя динамичная
структура,
интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием
себя как представителя определенного пола, в единое целое без потери их
своеобразия [29, с. 81].
И.С. Кон половую идентичность рассматривает как понимание принадлежности себя к определенному полу, единство
сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу [19, с.
48].
С точки зрения Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана
половая идентичность - это единство самосознания и поведения индивида,
относящего себя к одному или другому полу и ориентирующегося на требования
соответствующей половой роли [16, с. 21].
Основываясь на представлениях о половой
идентичности как сложном психологическом образовании, включающем три основных
компонента (когнитивный, эмоциональный и поведенческий), И.В. Романовым было
выделено пять типов половой идентичности [36, с. 37-38].
В основе адекватного типа идентичности лежит дифференциация
субъективного пространства по признаку пола и проекция собственного «Я» в ту область, которая соответствует биологическому полу
индивида. Это соответствует объединению в психологическое «мы»
представителей своего пола и противопоставлению
его психологическому «они», включающему представителей противоположного пола.
В основе инвертированного типа идентичности
лежат дифференциация субъективного пространства по признаку
пола и проекция собственного «Я» в область, противоположную паспортному полу
индивида. Этот тип идентичности в большей степени характерен для мальчиков,
психологически проявляется как повышенная мягкость, эмоциональность,
сензитивность, тревожность.
Возрастно-дифференцированный тип идентичности характеризуется дифференциацией субъективного пространства по
признаку возраста и проекцией «Я» индивида в
область взрослости. Психологическим проявлением такого типа идентичности
выступают «чувство взрослости» и высокая самооценка личности.
В основе недифференцированного
типа идентичности лежит отсутствие дифференцированности
субъективного пространства индивида. В
|