1973. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ «БОГАТСТВО ЧУВАШСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ».
Курсовая |
30.01.2010, 09:21
Стоимость 700р. Год выполнения 2010г.
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ. 6 1.1. ФОНДЫ МУЗЕЕВ. 10 1.2 МАРШРУТ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ. 13 1.3. ПРИЕМЫ ПОКАЗА ЭКСПОНАТОВ. 13 1.4. ПОЛОЖЕНИЕ ЭКСКУРСАНТОВ. 15 1.5. КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ 17 ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИИ «БОГАТСТВО ЧУВАШСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ». 19 2.1. СХЕМА ЭКСКУРСИИ. 20 2.2. ВСТУПЛЕНИЕ 22 ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКСКУРСИИ «БОГАТСТВО ЧУВАШСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ » 25 Образец экскурсионной путевки в музей и на выставку 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Музеи — это научно-исследовательские и
просветительные учреждения, - которые осуществляют комплектование, хранение,
изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и
духовной культуры. В нашей стране имеется около 2
тыс. государственных музеев,в их фондах
хранится свыше 50 млн. предметов,
представляющих 'культурную и историческую ценность.
Академическое
определение музеев, содержащееся в энциклопедиях и словарях, конечно, не
отражает их громадного нравственного потенциала, той благородной миссии, что
они выполняют. Народный артист РСФСР, лауреат Государственных премий Ю. Каюров
писал в журнале «Российский музей»: «Музеи для меня — выход, окно из повседневности. Они помогают мне установить
отношения между собой и великими вещами, помогают ощутить себя как нечто малое,
в котором отражено и нечто великое, возбуждают гордость самим собой, что
принадлежу к человеческому роду, участвую в творческом преобразовании жизни. А
это в житейской повседневности, суете необычайно целебно... Я неоднократно
замечал, что, покинув музей, все еще несу в себе его благотворную тишину, даю
себе зароки на будущее что-то прочитать, спросить, порыться в словарях. Иду
задумчивый, даже печальный той пушкинской печалью, которая светла».
Содержание будущей экскурсии, ее
познавательная ценность "находятся в прямой зависимости от знаний
методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения
ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы
и приемы влияния на аудиторию. «Экскурсия — это
результат двух важнейших процессов: подготовки и проведения ее. Они связаны
между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество
проведения экскурсии при непродуманной подготовке. Подготовка экскурсии
включает в себя подбор объектов, материалов и их изучение. Здесь важны
порядок; последовательность организации работы, методика».
В работе по
подготовке новой музейной экскурсии выделяются два основных направления: а)
разработка новой темы экскурсии, новой вообще или только для данного
экскурсионного-предприятия; б) подготовка начинающего или уже работающего
экскурсовода к проведению новой для него, но уже разработанной и проводимой -
в данном бюро экскурсии. Главными этапами в подготовке музейной экскурсии
являются ознакомление с экспозициями и фондами музеев по теме, отбор и
детальное изучение объектов экскурсионного показа и источников, составление
маршрута, написание контрольного текста и методической разработки, определение
методических приемов. При определении цели музейной экскурсии следует
учитывать такое обстоятельство. В настоящее время ряд методических работников
считает, что цели тех или иных экскурсий зачастую ставятся глобально — «воспитание трудящихся, молодежи». Но
реальны ли они? Ведь воспитание —
сложнейший и перманентный процесс. От постановки всеохватывающих
воспитательных целей полезнее, видимо, перейти к постановке целей более узких,
но конкретных и достижимых («вызвать интерес...», «раскрыть вопрос...»,
«содействовать, воспитанию...», «сообщить знания»).
В музейной
практике экскурсии также подразделяются на обзорные и тематические (хотя
подобное деление и признается условным). Первые дают общее представление о
музее как своеобразном учреждении культуры. Темы таких экскурсий могут
варьироваться. Это может быть характеристика различных функций музея, осмотр
отдельных хранилищ, лабораторий музея. Более облегченным, но не менее
увлекательным может быть выборочный показ реликвий, наиболее впечатляющих и
интересных памятников как источников для науки, образования и воспитания.
Сведения по истории музея тоже входят обычно в обзорную экскурсию.
Тематические
экскурсии в музейном деле, как правило, имеют ряд вариантов: на темы,
охватывающие несколько исторических-периодов (или залов, чаще всего соответствующих
основным стержневым проблемам экспозиции), например, «Революционные традиции
нашего народа»; на темы об отдельных исторических периодах или событиях,
дающие характеристику одной из сторон исторического процесса, жизни и
деятельности отдельного лица, коллектива («Декабристы», «Развитие культуры» и
пр.). Специализированные экскурсии строятся на материале исторических
экспозиций для освещения тем и проблем других дисциплин. Например,
искусствоведческие, литературные экскурсии в историческом музее (исторический
фон литературных произведений, литературные герои и их прототипы).
Специализированные экскурсии увеличивают масштаб деятельности музея, привлекают
к нему новые контингента посетителей. Музеи организуют и циклы экскурсий.
Следовательно,
тема музейной экскурсии, являясь стержнем, который соединяет все объекты показа
в единое целое, предопределяется профилем музея, в другом случае — соподчиненно может зависеть от общей
(сквозной) темы городской экскурсии (когда музей или его раздел — часть такой экскурсии).
Экспозицией
называют всякую целенаправленную демонстрацию каких-либо предметов. Музейная
имеет свои особенности: в ней выставляются не предметы сами по себе, а
«музеефицированные» предметы, дающие посетителю (экскурсанту) разнообразную
информацию, которые «конструируют» контакт с отраженными в них событиями,
явлениями. В основе музейной экспозиции лежит научная концепция, разработанная
коллективом музея. Эта концепция определяет содержание экспозиции, принципы
отбора предметов и их группировку, композицию, интерпретацию и обосновывает
требования к художественным решениям.
При
подготовке экскурсии по музею необходимо исходить из того, насколько доходчива
и универсальна экспозиция. Музеи по-разному решают задачу ее оформления: одни
упрощают экспозицию, применяют дидактические приемы, другие, направляя внимание
посетителя по определенному руслу, дают возможность активного выбора
информации, удовлетворения индивидуальных интересов. Это так называемая
многоплановая подача экспозиционных материалов. На первый план выдвигаются
ведущие экспонаты, остальные как бы приглушаются, отводятся на второй и даже в
«скрытый» план, помещаются в горизонтальную витрину, турникет, альбом, на
выдвижной щит. Таким образом, на экскурсии нельзя нарушать логику построения
экспозиции показом второстепенных предметов. Необходимо на подготовительном
этапе выделить главное. Но при тематическом показе музейной экспозиции, наоборот,
ведущим объектом в экскурсии бюро может стать второстепенный экспозиционный
объект.