Народныйкостюмсимволизирует грандиозныйпуть древней культурнойтрадиции, созданной и выстраданной чувашским
народом, который прошелпутьчерез невероятныепо драматизму испытания.Он отражаетхудожественно-эстетические вкусы чувашскогоэтноса, его философскиеи нравственныепредставления, самобытноепонимание мирозданияи взаимосвязь человекас окружающей природой.
Удивительностойкаяприверженностьу чувашейбогатымтрадициям, опытуи добрымзаветампредковпозволилиим сохранитьк началуIIIтысячелетия сознаниесвоей
культурной самобытности и самоценности, не растерятьдревнейшие каноныи приемынародногоискусства. Этообстоятельство наложилосильный отпечатокна народныйкостюм,в частностии на головные уборы, способствовалоего выживанию и развитию.
Уходило и терялось многое, ноостались и живут народный костюм и народная песня. В нихотточенныевекамиритми композиционнаястройность,безукоризненный художественный вкус и эхо прошлого. В нихвсеосмыслено, нет случайностей и незначительных деталей.
Цель дипломной работыпоказать путь сохраненияголовных уборов верховых чувашей.
Верховыечуваши (вирьялы)
проживают на компктнойтерритории от
Сурыдо Волги, между городамиЯдрин, Чебоксары, Цивильск и Шумерля (ныне
это северо-западные районыЧувашской
Республики). Формированиеэтойэтнографическойгруппы произошло в XIV-XV веках в результатеассимиляции пришлымиболгарамичастигорномарийских имордовскихплемен.
В середине XIX века этнограф С.М.Михайлов указывал: «Здешние чуваши в последствие временипереняли костюм от черемис, нооднако жу иных и поныне хранятся старинные наряды…».
Для раскрытия целиисследованыболее распространенные виды головных уборовверховых чувашейЧувашской Республики. Приведенанализ уровня изученностиголовных уборов.Проведенныемною исследования показали, чтоданнаятема не достаточношироко раскрыта. Научныеработыпо исследованию головных
уборов большинствеслучаевописывают головные уборынизовых и средненизовыхчувашей.
Первая попытка описания сурпанов у верховых чувашей была опубликована в 1911—1912 гг. известным этнографом Г. И. Комисаровым в книге «Чуваши Казанского
Заволжья». Комиссаров проанализировал зимнюю и летнюю, мужскую, женскую и девичью
одежды, их праздничные варианты и др.[1]. Подробнее рассмотрена им одежда
вирьялов и менее детально — одежда
анатри, что объясняется автором так: «В литературе эти чуваши известны более,
чем какие бы то ни было другие. Поэтому
мы не будем останавливаться на них подробно».
«Взглядом изнутри» на родную культуру явилась
в конце XIX в. И. Е. Ефимов-Тхти,
работавший учителем в с. Таутово (ныне Аликовского р-на) собрал и передал в
Русский музей коллекцию из 222
произведений вышивки и предметов одежды. Особую ценность этой коллекции
придает ее посильная атрибуция:в
«Каталоге» указаны названия селений, некоторые из предметов аннотированы,
высказаны предположения о времени их изготовления. Большое число однотипных
предметов (сурпанов, сара, масмаков) дает возможность вести серьезный научный
анализ вышивки данного региона (верховых)[2].
Дипломная работа состоит из трех частей.
Перваяглава раскрываетизучение исследований головных уборовверховых чувашей.
Во второй главе рассмотренывиды женских головных уборов, которые
распространены средиверховых
чувашей.
Для раскрытия целидипломной
работы в третьей главе рассматривается типологияи семантикаорнаментов вышивки наголовных
уборахверховых чувашей.
Народный костюм является этнографическим,
художественным и одновременно бесценным историческим памятником. Эта оценка в
полной мере относится и к национальному костюму чувашей, который, как
художественное произведение, синтезирует в едином ансамбле различные виды
декоративно-прикладного искусства, в т. ч. вышивку, узорное ткачество, шитье
бисером и монетами. Под «народным костюмом» понимается целый комплекс,
состоящий из орнаментированной рубахи, головного убора, украшений — головных, шейных, нагрудных, наспинных,
поясных (обязательной частью чувашского костюма были пояса и поясные
украшения-подвески—сара, хуре, яркач). В
более широком смысле в понятие «костюм» входит и прическа, декор лица и тела. В
костюме, при четком разграничении функций перечисленных частей, все они
взаимосвязаны, объединены в общую структуру.
Чувашский народный костюм, как
народная культура в целом, находился в непрерывной эволюции, сохраняя в то же
время наиболее устойчивые черты традиций, отражавших мировосприятие народа и
его эстетические взгляды. Конкретные формы воплощения этих традиций в костюме
зависели как от природных, так и социальных и культурных условий.
[1] Комиссаров Г. И.ЧувашиКазанскогоЗаволжья. _ИОАИЭ.Казань, 1911. т.ХХХVI, вып.5.
[2] Каталог коллекцийстаринныхпринадлежностей костюмачуваш
частью ЯдринскогоуездаКазанской губернии и частьюКумышскогоуездаСимбирской губернии,
составленныйв 1910 г. учителемТаутовскогоземскогоучилища Ядринского
уездаИ. Ефимовым. – НА ЧНИИ, отд. 1,
т.206, с. 14-40.