I. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МИГРАНТОВ И ИХ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К НОВЫМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫМ УСЛОВИЯМ
ГЛАВА 1.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИГРАНТОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
В данной части нашей дипломной
работы мы проводим теоретический анализ проблемы взаимосвязи личностных
особенностей мигрантов и их социально-психологической адаптации к новым
социально-культурным условиям.
Отметим, что наш
теоретический обзор проводится в определенной последовательности.
В первой главе мы
обращаемся к личностным особенностям мигрантов и через определение личности, а
также мигрантов как социально-этнической группы приходим к пониманию личностных
особенностей мигрантов.
Во второй главе мы даем
психологическое определение адаптации, раскрываем понятие
социально-психологической адаптации, а затем обращаемся собственно к анализу
социально-психологической адаптации мигрантов к новым социально-культурным
условиям, где рассматриваем различные исследовательские подходы к социально-психологической
адаптации мигрантов, а также ее механизмы и закономерности.
В третьей главе мы
непосредственно переходим к интересующей нас проблеме. Мы рассматриваем
имеющиеся в науке факты и мнения о взаимосвязи личностных особенностей
мигрантов и их социально-психологической адаптации к новым социально-культурным
условиям.
В конце каждого параграфа
мы формулируем теоретические выводы, которые легли в основу собственного
эмпирического исследования проблемы.
1.1. Общая характеристика
личности как психологической категории. Определение понятий миграции и
мигрантов
В психологии существуют
различные подходы к описанию и
пониманию личности. При этом она рассматривается как:
1) некоторое психофизиологическое единство,
включающее физическое и социальное окружение;
2) множество (или
система) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во
внутреннем диалоге субъекта с самим
собой, а также в поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других
людей;
3) определенный тип (или их сочетание) с
характерными особенностями поведения;
4) система конструктов. Конструкт — это
своеобразная оценочная ось (например, плохой—хороший). Он представляет собой
элементарную единицу нашего восприятия, отношения и т. п., в которой соединены
объективные сведения и субъективная интерпретация их;
5) система личностных смыслов, индивидуальных
способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом
подходе ориентируются на содержание потребностно-мотивационной сферы;
6) деятельное Я субъекта,
система планов, отношений, направленности, смысловых образований,
корректирующих его поведение;
7) субъект персонализации,
т.е. потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в
физическом и социальном окружении и т.п.
Таким образом, личность -
это весьма емкое понятие, охватывающее в целом всю психологическую
индивидуальность человека. Но в отечественной психологии до сих сильна традиция
приравнивать к понятию личность усредненную социально-желательную модель. Когда
рассматривают человека как члена определенного общества, как субъекта
человеческих отношений и сознательной деятельности, то говорят о его личности.
О человеке как о личности
можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Иными
словами, не всякий человеческий индивид со своей индивидуальностью является
личностью. С. Л. Рубинштейн так характеризовал различия между этими понятиями:
«Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых
свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое
отношение к окружающему» [30, с. 77].
А.Н. Леонтьев не включал
в структуру личности ни характер, ни эмоционально-динамические особенности
человека, ни конституцию, ни темперамент. Он был категорически против
биологизаторских тенденций в психологии и расценивал личность как образование,
сформировавшееся в результате усвоения человеком социально-исторического опыта
и морально-этических традиций своего окружения.
С позиций А. Н.
Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим
отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение
мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и
мотивов-стимулов. По определению Леонтьева, «личность - совокупность
общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях» [20, с.
115].
Б.Г. Ананьев рассматривал
личность как понятие целостное, отмечая, что взаимодействие биологического и
социального начала в формировании личности проявляется не только в первые дни и
годы существования человека, но продолжается всю его жизнь.
Б. Г.
Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
– определенный
комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических,
конституционно-биохимических);
– динамика
психофизиологических функций и структура органических потребностей, также
относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств
представлена в темпераменте и задатках;
– статус
и социальные функции-роли;
– мотивация
поведения и ценностные ориентации;
– структура
и динамика отношений.
Интеграция
личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях.
Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе
индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:
1) онтогенетическая
эволюция психофизиологических функций;
2) становление
деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и
общения;
3) жизненный
путь человека (история личности).
Б. Г.
Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам
одновременно:
1) субординационному,
или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства
личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и
психофизиологические свойства;
2) координационному,
при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих
ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию
каждого из них [1, с. 196-198].
Эти идеи нашли свое
развитие и в работах В.Н. Мясищева, который характеризует личность человека как
систему социальных отношений, подчеркивая при этом необходимость учитывать
биологические и конституционально-индивидные свойства.
В. Н. Мясищев единство личности характеризует направленностью, уровнем
развития, структурой лич
|