ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ЖЕНЩИН В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Основные
подходы к изучению ценностных ориентаций личности женщин в психологии
Система
ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности,
одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение
человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию
его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.
Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю
готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению
потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Понятия
"ценностные представления" и "ценности" в психологической
литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное
отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к
первым.
В работах,
посвященных междисциплинарному изучению ценностей, обосновывается ошибочность
понимания ценностей как порождений сознания и необходимость различать
собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в
сознании; последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям.
Философия
как фундаментальная наука об обществе рассматривает понятие «ценность» в
качестве базовой составляющей при анализе качественных аспектов социальных
процессов. В общефилософском понимании «ценность» представляет собой термин,
указывающий на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений
действительности. Выделяются субъективные и объективные ценности: первые
выражаются в форме нормативных представлений (установки и оценки, императивы и
запреты и т.п.), а вторые представляют собой отношение истины и не истины,
допустимого и запретного, справедливого и неправедного, красоты и безобразия и
т.п. [39, с. 576].
Высокая
значимость «ценности» как понятия в области философских проблем определяется
выделением теорий, посвященных ей, в отдельную отрасль общефилософской науки –
аксиологию. В рамках этой ветви философии, представляющей учение о ценностях,
находят свой предмет более конкретные общественные дисциплины: этика (этическая
аксиология), социология (социальная аксиология), социальная психология,
педагогика и др.
Этическая
аксиология рассматривает ценности, относящиеся к области морального сознания,
которые проявляются в форме моральных норм, принципов, идеалов и определяются в
понятиях добра и зла, справедливости, счастья и т.п. [31, с. 345].
В
социальной психологии понятие «ценность» включает в себя цели, идеалы,
убеждения, интересы и другие значимые для личности мировоззренческие
проявления, которые формируются при усвоении социального опыта [12, с. 389].
Социология
рассматривает ценности как фундаментальные нравственные и этические нормы,
обеспечивающие целостность социальных систем через нормативное регулирование
общественной жизни. Предметом социальной аксиологии, таким образом, является
именно нормативная функция ценностной системы, позволяющая достигнуть
социального равновесия путем коррекции общественных процессов и поведения людей
[47, с. 342].
Анализ
различных понятий и определений ценностей, предлагавшихся в философии,
социологии, этике и психологии, позволил сделать вывод о неизбежности
соотнесения этого понятия с тремя различными группами явлений. Было
сформулировано представление о трех формах существования ценностей, переходящих
одна в другую: 1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и
присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных
сферах общественной жизни, 2) предметном воплощении этих идеалов в деяниях или
произведениях конкретных людей и 3) мотивационных структурах личности
("моделях должного"), побуждающих ее к предметному воплощению в своей
деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования
переходят одна в другую. Упрощенно эти переходы можно представить себе
следующим образом: общественные идеалы усваиваются личностью и в качестве
"моделей должного" начинают побуждать ее к активности, в процессе которой
происходит их предметное воплощение; предметно же воплощенные ценности, в свою
очередь, становятся основой для формулирования общественных идеалов и т.д., и
т.п. по бесконечной спирали [26,
с. 342-343].
Психологическая модель строения и функционирования мотивации человека и ее
развития в процессе социогенеза, конкретизирует понимание личностных ценностей
как источников индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных
потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социогенеза, достаточно
сложно взаимодействуя с потребностями.
Признание
ценностей реально действующими имманентными регуляторами деятельности
индивидов, которые оказывают влияние на поведение независимо от их отражения в
сознании, не отрицает существования не совпадающих с ними как по содержанию,
так и по психологической природе сознательных убеждений или представлений
субъекта о собственных ценностях.
В 70-е гг. различные авторы
стали обращать внимание на проблему
|