1 «Паблик рилейшнз», его сущность и роль в предпринимательстве
1.1
Туризм как сфера применения пиар
Туризм является одной из
ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За
быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и ему
пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной
Туристической Организации (ВТО) рост туристической
индустрии будет необратим в ХХ1 веке, и к 2020 году количество международных туристических
посещений составит 1,6 биллиона единиц.
Как известно, данная отрасль хозяйства
является фундаментальной основой многих развитых и развивающихся стран мира. И
по данным все той же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство
услуг) оценивается в 3,5 трлн долл. (данные 1993 года), что эквивалентно 10,9 %
мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше
11 % международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений
302 млрд долл. Все это полностью
объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в
мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов
бизнеса в мире.
Естественно, что для
высокой эффективности этого вида бизнеса, его рентабельности и прибыльности от
занятых в нем людей требуются, прежде всего, компетентность и глубокое
понимание международного и внутреннего туризма в целом. Чтобы преуспеть в туристском
бизнесе необходимо хорошее знание международных правовых норм и правил,
практики туристского менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка,
но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях
потребителя туристских услуг организация производства и реализации
туристского продукта, нужна полная и всесторонняя
информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что
касается клиента, как потребителя этих самых услуг. Не маловажно правильное
применение средств и технологий паблик рилейшнз.
Успех коммерческой деятельности на рынке
туризма определяется, в первую очередь, привлекательным
туристским продуктом. Термин
«продукт» отражает качество или
суть конкретных абстрактных
вещей (например, пища, приготовленная поваром ресторана
или услуги гида,
знакомящего туриста с данной
местностью или музеем).
Но туристский продукт
одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных
элементов, на которые указывает В.Б. Сапрунова:
. природные ресурсы
(воздух, вода, солнце, ландшафт и пр.), исторически, культурные,
архитектурные
достопримечательности,
которые могут привлечь туристов
и побудить его совершить путешествие;
. оборудование (средства размещения туристов,
рестораны, оборудование для
отдыха, занятий спортом и т.д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию
путешествия, но при
его отсутствие возникают
многочисленные препятствия возможному путешествию;
. возможности передвижения, которые в
определенной мере зависят от моды на различные
виды транспорта, используемые туристами.
Такие возможности оцениваются скорее всего с точки зрения их
экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения.
В большинстве случаев
туристский продукт – это результат усилий
многих предприятий. Маркетинг в туризме как раз нацелен
на изучение совокупного продукта различных сфер
деятельности. Сюда добавляются также общественные связи, необходимые для
поиска компромисса между
лучшим удовлетворением запросов
потребителей и получением большой прибыли производителями.
При анализе туристского
продукта необходимо получить ясный ответ
на вопрос: «Что в
действительности будет покупать
турист?» Ведь до определенного момента туристский продукт
не имеет для потребителя абсолютно никакой
ценности. Люди приобретают на рынке не товары, а их
функциональную способность
удовлетворять определенную человеческую
потребность. Так, турист
оплачивает не гостиничное размещение, а новые ощущения и
знакомства с неизвестным, не бифштекс, а удовольствие от
него. Только осознав,
что товар способен удовлетворять некую важную потребность,
человек становится покупателем. Паблик
рилейшнз как раз и ставит своей задачей информировать потенциальных покупателей
туристического продукта о его свойствах и цене.
Реализация рыночного
интереса туристского предприятия к своему
товару (туристскому продукту) предопределяет необходимость детального
изучения его потребительских качеств и
свойств, выявления его наиболее
привлекательных сторон для туристов.
Как известно туристский
продукт – это любая услуга,
удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и подлежащая
оплате с их стороны. На практике действует
понятие основных и дополнительных услуг.
Однако с точки зрения
потребительских свойств, каких-либо
существенных различий между ними
нет. Так, включенные
в комплексное обслуживание
экскурсии считаются основными услугами, но если их турист приобретает
самостоятельно в месте пребывания, то они уже становятся
дополнительными.
Таким образом,
разница между основными
и дополнительными услугами состоит в их отношениях к
первоначально приобретенному туристом
пакету или комплексу туристских
услуг.
Для активизации
продажи туристских поездок может
и должна использоваться туристская пропаганда.
Сейчас этот вид деятельности
называют PR-паблик рилейшнз или
паблисити – формирование общественного мнения.
По определению Ф. Котлера
пропаганда определяется как неличное стимулирование сбыта на товар, услугу,
общественное движение посредствам распространения о них коммерчески важных
сведений в средствах массовой информации.
Пропаганда включает
использование редакционного, а не платного места и времени во всех средствах
распространения информации (рекламоносителях), доступных для
чтения, просмотра или
прослушивания существующими или потенциальными клиентами туристской
фирмы. Кроме того, пропаганда – это еще и организация,
и участие в
публичных мероприятиях, также
создающих благоприятный образ туристского предприятия и обслуживания.
Туристская пропаганда
используется для популяризации туристских поездок в
заинтересованные страны, регионы,
туристские центры,
для повышения авторитета туристских фирм, предприятий.
Этот вид деятельности имеет своей целью формирование
общественного мнения о самой турфирме
и о направлениях ее деятельности,
а также создание туристского имиджа.
Ставится задача обеспечения фирме
хорошей репутации. Для
решения этой задачи используется несколько средств:
1) установление и поддержание связей с
прессой для размещения
в ней сведений
познавательно-событийного характера и
для привлечения внимания читателей к туристским
достопримечательностям и туристским услугам. Связи с прессой
достигаются путем приглашения
журналистов, освещающих вопросы туризма, совершить
поездку по выбранному
маршруту за счет
фирмы, на различные приемы,
семинары, пресс-конференции и т.п.;
2) общефирменная
коммуникация – деятельность, направленная на обеспечение более
глубокого понимания общественности специфики
фирмы.
|