Глава I. Стратегия управления брендингом нефтяной компании в
части розничной реализации
Раздел 1. Понятие брендинга и факторы создания бренда
Термин «branding» происходит от английского слова
brand — тавро, клеймо. А клейменный объект, как известно, выделяется среди ему
подобных, приобретает индивидуальность и особое отношение окружающих.
Наше представление о том, что такое бренд,
менялось с течением времени. Вначале был
продукт. Бренд являлся значком или
символом, украшающим продукт и удостоверяющим его происхождение и принадлежность. Традиционный взгляд на
то, какие компоненты составляют бренд, содержится в определении гуру
маркетинга Филипа Котлера из его классического
учебника «Маркетинг менеджмент». Котлер пишет: «Бренд — это имя, знак, символ, рисунок или комбинация названных компонентов, предназначение которых
— идентификация принадлежности
товаров или услуг определенной группе производителей и их
дифференциации от конкурентов».
Проблема такого определения брендов в том, что оно распространяется
только на сам физический продукт, а это в наше время уже не соответствует
реальности. Сегодня, когда фирма
выпускает свой продукт на рынок, функции бренда гораздо шире, чем просто обозначение принадлежности продукции той или иной компании.
Более современное
определение исходит от Ричарда Коха. В своей книге «Менеджмент и финансы от А до Я» (The Financial Times Guide to Management and Finance) Kox определяет бренд как
«визуальный символ и/или имя, которые даны товару или услуге организацией и
которые позволяют отличить его от конкурирующих товаров и заверяют потребителя в том,
что качество товара будет неизменно высоким». В соответствии с современными
тенденциями Кох упоминает не только возможность отличить товар от товаров конкурентов,
но и даваемые брендом гарантии качества.
И наконец, самое приближенное к реальности и наиболее современное
определение бренда исходит от известных консультантов из Booz-Allen & Hamilton: «Бренды — это самый быстрый
способ доставки информации о товаре, влияющей на выбор потребителя. Среди множества ориентированных на потребителя отраслей промышленности бренды — важный
инструмент дифференциации и обретения конкурентного преимущества; они
оказывают наибольшее влияние, когда потребители испытывают недостаток
сведений, чтобы сделать продуманный выбор,
поскольку сейчас любой продукт производится
многими компаниями, между которыми нет почти никакой разницы. Кроме
того, бренды приобретают огромное значение в
том случае, когда потребителю важно знать, что он принял правильное решение».
Бренд — это обещание, основополагающая идея, репутация
и ожидания, которые складываются в умах людей относительно продукта или
компании. Это мощный, но нематериальный актив. Бренд создает эмоциональные связи.
Люди влюбляются в бренды. Они верят в них, проявляют к ним лояльность,
покупают бренды, верят в их превосходство.
По мере того как продукция и услуги различных компаний
становятся все более сходными, почти неразличимыми, конкуренты предлагают потребителю
практически неограниченный выбор, компании превращаются в непонятные и
непроницаемые «монолиты», умение выделиться в ряду конкурентов, показать свои
отличия оказывается все более важным и необходимым.
Запомниться потребителям — с каждым днем все более
значимая, но и все более трудная задача. Есть убедительные доказательства того,
что компании, сотрудники которых понимают и используют концепцию брендинга,
чаще добиваются успеха. То, что раньше называлось «корпоративной культурой» и
было сферой ответственности специалистов по персоналу, теперь превратилось в
брендинг и перешло под начало отделов маркетинга.
Считается, что своим появлением на свет бренды обязаны
лорду Ливерхалму, который в 80-е годы XIX века вопреки советам своих директоров
ввел упаковку для каждого куска выпускаемого им мыла и дал ему имя.
Как академическая концепция он формируется в 30-е годы
XX века в США и с тех пор его организационно-функциональное воплощение —
марочный принцип управления (brand management), заключающийся в выделении
отдельных брендов в самостоятельные объекты маркетинга, стал общепринятым
инструментом продвижения товаров на рынок. Принципиальное отличие бренда от
товарного знака состоит в том, что бренд
— это четко воспринятая покупателями совокупность функциональных и
эмоциональных элементов, единых с самим товаром и способом его восприятия,
проще говоря, известная и популярная в
народе торговая марка. Товарный знак, в свою очередь, представляет собой
обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических
и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических
лиц.
Брендинг —
это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная
на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки,
рекламных обращений, материалов и мероприятий sales promotion, а также других элементов рекламной
деятельности, объединенных определенной идеей и характерным унифицированным
оформлением, выделяющих товар среди конкурентов и создающих его образ.
Процесс
развития бренда носит непрерывный характер: даже после того, как он
начинает самостоятельно «работать» на рынке и приносить доход, необходимо осуществлять
его обновление, вызванное изменчивостью рыночной среды и покупательского восприятия.
По существу современный потребительский рынок — это
война рекламных образов товаров за место в сознании покупателей. Ответы на
вопросы: «кто главные потребители данного товара?» и «как убедить их купить
именно этот товар?» являются основой разработки программы продвижения бренда.
Содержание программы определяется ролью, которую продвигаемая товарная марка
будет выполнять на рынке по сравнению с конкурирующими. Каждый бренд — это
самостоятельный бизнес и прежде, чем заниматься его продвижением, необходимо
решить, каким образом он будет позиционирован в сознании покупателей. Для этого
необходимо определить устоявшиеся традиционные представления потребителей о
той категории товаров, к которой относится бренд, и продумать, как их можно
изменить.
Задача создания бренда заключает в себе следующие
моменты:
Во-первых, все усилия создающего бренд должны быть
направлены на то, чтобы:
·
торговая марка
попала в ячейку сознания, в которой сохраняется информация о той товарной группе,
к которой принадлежит данная торговая марка;
·
отношение
потребителя к торговой марке, попавшей в его сознание, должно стимулировать
человека потреблять эту торговую марку;
·
сложившееся в
голове потребителя благоприятное отношение к торговой марке должно сохраняться
как можно дольше.
|