Совладание
личности с трудными жизненными ситуациями (копинг -поведение, от англ. «to
cope» - справляться, совладать с чем-либо, прежде всего, с трудностями)
изучается с 50-60 гг. XX в., прежде всего в зарубежной психологии для описания
преодоления детьми кризисов развития [24].
Совладание
как отдельная психологическая проблема и область исследований сложилась
достаточно недавно, к началу 60-х гг. ХХ века. Исходно ее статус был более чем
скромен, а практика исследований более чем локальна, – изучение совладания
берет свое начало от работ Л.Мерфи, который исследовал способы преодоления
детьми кризисов в собственном развитии.
Позднее
понятие «coping» стало широко использоваться при изучении стресса: оно
понималось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых
индивидом для ослабления стрессового влияния. Постепенно понятие «coping»
начинает активно применяться для изучения поведения личности в любых ситуациях,
категорируемых человеком как критические или же «трудные» [20].
Характерно, что в отечественной
психологической литературе до сих пор нет терминологического единообразия, –
при обозначении как данной области исследований, так и самой феноменологии
используются слова и «совладание», и «совладающее поведение», и
«психологическое преодоление», и просто калькированное «копинг» (от английского
«to cope» – преодолевать). В равной степени используются термины «coping
behavior» и «coping», причем акцент на собственно поведении в практике
исследования реально может и не присутствовать. Иными словами, сегодня данный
термин отражает достаточно широкую психологическую реальность. В большинстве
случаев совладание понимается как индивидуальный способ взаимодействия с
трудной ситуацией (внешней или внутренней), определяемый ее субъективной
значимостью для человека, с одной стороны, и его собственными психологическими
возможностями, с другой, а понятие «совладающее поведение» может обозначать
очень широкий спектр активности человека – от бессознательных психологических
защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций.
В
отечественной психологии копинг - поведение
изучается с конца 90-х, тогда появились первые публикации по проблеме
совладания в России Л.А. Китаев-Смык, К.А. Абульханова, В.А. Бодров. В
российской психологии в настоящее время все чаще используют понятие
«совладающее поведение» Л.И. Анцыферова, 1994. Иногда используется и западный
вариант термина «копинг» (coping), копинг - поведение (coping-behevior). [24].
Копинг
- поведение (совладающее поведение) понимается как совокупность гибких, динамичных
поведенческих и когнитивных усилий человека, цель которых – справиться с
трудными, напрягающими, превосходящими имеющиеся ресурсы ситуациями [23].
Исследование
проблемы совладания в психологии привело к целому ряду выводов. Во-первых,
необходимо изучать ситуативные переменные, или так называемые трудные жизненные
ситуации [12] во-вторых, исследовать те личностные свойства, которые во многом
определяют стиль реагирования на ситуацию [9].
В
отечественных исследованиях А.В. Либином было определено, что стиль поведения
связан с темпераментальными и личностными свойствами [42].
Существует
множество подходов к классификации способов психологического преодоления. Так,
согласно одной из них, совладание включает такие формы, как:
1)
реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблем;
2)
поиск социальной поддержки;
3)
перетолкование ситуации в свою пользу;
4)
защиту и отвержение проблем;
5)
уклонение и избегание;
6)
сострадание к самому себе;
7)
понижение самооценки;
8)
эмоциональную экспрессию [18].
В
настоящее время не существует единой классификации видов психологического
преодоления жизненных трудностей. В работе С.К. Нартовой – Бочавер [24] приведены восемь классификаций
зарубежных авторов, некоторые из которых включаю до 20 типичных реакций психологического
преодоления. Классическая копинг - таксономия, предложенная Пере и Райхертсом, упорядочивает действия и
реакции совладания по их ориентации: 1 –на ситуацию (активное влияние, бегство,
пассивность); 2 – на репрезентацию (поиск или подавление информации); 3 - на
оценку (придание смысла, переоценка, изменение цели).
Достаточно подробной является
классификация П. Тойса, опирающаяся на
комплексную модель копинг - поведения.
П. Тойс выделяет две группы копинг -
стратегий: поведенческие и когнитивные. Поведенческие стратегии подразделяются
на три подгруппы: 1. Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия
(обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от
ситуации. 2. Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические
изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие
физиологические методы (таблетки, еда, сон). 3. Поведенческие стратегии,
ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис; сдерживание
и контроль чувств.
Когнитивные
стратегии также делятся на три группы. 1. Когнитивные стратегии, направленные
на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана
действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение
от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации. 2. Когнитивные
стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение»
(фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва. 3.
Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения:
переинтерпретация существующих чувств.
Анализируя работы немецкого психолога, автора «биографической
фундированной когнитивной теории
личности» Х. Томе, Л.И. Анцыферова
отмечает, что Томе не ко всем типам поведения в сложной жизненной
|