Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [215] Курсовая [34]
Реферат [13] Разное [4]
Отчет по практике [2]




Сб, 18.05.2024, 13:39
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Психология » Диплом [ Добавить материал ]

2023. Анализ особенностей проявления совладающего поведения
Диплом | 17.05.2011, 14:32
Год 2010.
Стоимость 3000

Оглавление

Введение    3
Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления совладеющего поведения
1.1.Понятие и характеристики совладеющего поведения    6
1.2.Особенности мотивации как детерминанта совладеющего поведения………………………………………………………………………..16
1.3.Защитные механизмы совладеющего поведения и их проявление в детском возрасте    23
Выводы по первой главе    41
Глава 2. Эмпирическое исследование совладающего поведения у младших школьников
2.1. Организация и методы исследования    42
2.2. Результаты исследования    48
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования    60
Выводы по второй главе    64
Заключение    65
Список использованной литературы    69
Приложения

Глава 1. Теоретический анализ особенностей проявления совладеющего поведения

1.1.Понятие и характеристики совладеющего поведения

 

Совладание личности с трудными жизненными ситуациями (копинг -поведение, от англ. «to cope» - справляться, совладать с чем-либо, прежде всего, с трудностями) изучается с 50-60 гг. XX в., прежде всего в зарубежной психологии для описания преодоления детьми кризисов развития [24].

Совладание как отдельная психологическая проблема и область исследований сложилась достаточно недавно, к началу 60-х гг. ХХ века. Исходно ее статус был более чем скромен, а практика исследований более чем локальна, – изучение совладания берет свое начало от работ Л.Мерфи, который исследовал способы преодоления детьми кризисов в собственном развитии.

Позднее понятие «coping» стало широко использоваться при изучении стресса: оно понималось как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления стрессового влияния. Постепенно понятие «coping» начинает активно применяться для изучения поведения личности в любых ситуациях, категорируемых человеком как критические или же «трудные» [20].

 Характерно, что в отечественной психологической литературе до сих пор нет терминологического единообразия, – при обозначении как данной области исследований, так и самой феноменологии используются слова и «совладание», и «совладающее поведение», и «психологическое преодоление», и просто калькированное «копинг» (от английского «to cope» – преодолевать). В равной степени используются термины «coping behavior» и «coping», причем акцент на собственно поведении в практике исследования реально может и не присутствовать. Иными словами, сегодня данный термин отражает достаточно широкую психологическую реальность. В большинстве случаев совладание понимается как индивидуальный способ взаимодействия с трудной ситуацией (внешней или внутренней), определяемый ее субъективной значимостью для человека, с одной стороны, и его собственными психологическими возможностями, с другой, а понятие «совладающее поведение» может обозначать очень широкий спектр активности человека – от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций.

В отечественной психологии копинг  - поведение изучается с конца 90-х, тогда появились первые публикации по проблеме совладания в России Л.А. Китаев-Смык, К.А. Абульханова, В.А. Бодров. В российской психологии в настоящее время все чаще используют понятие «совладающее поведение» Л.И. Анцыферова, 1994. Иногда используется и западный вариант термина «копинг» (coping), копинг - поведение (coping-behevior). [24].

Копинг - поведение (совладающее поведение) понимается как совокупность гибких, динамичных поведенческих и когнитивных усилий человека, цель которых – справиться с трудными, напрягающими, превосходящими имеющиеся ресурсы ситуациями  [23].

Исследование проблемы совладания в психологии привело к целому ряду выводов. Во-первых, необходимо изучать ситуативные переменные, или так называемые трудные жизненные ситуации [12] во-вторых, исследовать те личностные свойства, которые во многом определяют стиль реагирования на ситуацию  [9].

В отечественных исследованиях А.В. Либином было определено, что стиль поведения связан с темпераментальными и личностными свойствами [42].

Существует множество подходов к классификации способов психологического преодоления. Так, согласно одной из них, совладание включает такие формы, как:

1) реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблем;

2) поиск социальной поддержки;

3) перетолкование ситуации в свою пользу;

4) защиту и отвержение проблем;

5) уклонение и избегание;

6) сострадание к самому себе;

7) понижение самооценки;

8) эмоциональную экспрессию [18].

В настоящее время не существует единой классификации видов психологического преодоления жизненных трудностей. В работе С.К. Нартовой – Бочавер  [24] приведены восемь классификаций зарубежных авторов, некоторые из которых включаю до 20 типичных реакций психологического преодоления. Классическая копинг - таксономия, предложенная  Пере и Райхертсом, упорядочивает действия и реакции совладания по их ориентации: 1 –на ситуацию (активное влияние, бегство, пассивность); 2 – на репрезентацию (поиск или подавление информации); 3 - на оценку (придание смысла, переоценка, изменение цели).

 Достаточно подробной является классификация  П. Тойса, опирающаяся на комплексную модель копинг - поведения.

 П. Тойс выделяет две группы копинг - стратегий: поведенческие и когнитивные. Поведенческие стратегии подразделяются на три подгруппы: 1. Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации. 2. Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон). 3. Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис; сдерживание и контроль чувств.

Когнитивные стратегии также делятся на три группы. 1. Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации. 2. Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва. 3. Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств.

Анализируя работы немецкого психолога, автора «биографической  фундированной когнитивной теории личности» Х. Томе, Л.И. Анцыферова  отмечает, что Томе не ко всем типам поведения в сложной жизненной
Добавил: Демьян |
Просмотров: 1459
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba