Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [215] Курсовая [34]
Реферат [13] Разное [4]
Отчет по практике [2]




Сб, 18.05.2024, 13:23
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Психология » Диплом [ Добавить материал ]

2059. Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях депривации
Диплом | 21.05.2011, 13:26
Год  2010
Стоимость 3000

Содержание
Введение    3
1. Теоретический анализ проблемы тревожности младших школьников с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации    6
1.1. Подходы к рассмотрению понятия «тревожность» в психологических исследованиях    6
1.2. Проявление тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях родительской депривации    15
1.3. Проявления тревожности у детей с ЗПР по данным эмпирических исследований    21
Выводы по первой главе    25
2. Экспериментальные исследования тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации    26
2.1. Цели и задачи исследования, характеристика испытуемых    26
2.2. Методы и методики исследования тревожности у детей с ЗПР    28
2.3. Анализ результатов исследования тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации    34
Выводы по второй главе    50
3. Методические рекомендации по коррекции тревожности у детей с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации    53
3.1. Психологические рекомендации воспитателям и педагогам, работающим с детьми с ЗПР    53
3.2. Возможность использования элементов сказкотерапии в коррекции тревожности у детей с ЗПР    57
Выводы по третьей главе    65
Заключение    66
Литература    69
Приложение    74

1. Теоретический анализ проблемы тревожности младших школьников с ЗПР, воспитывающихся в условиях депривации

1.1. Подходы к рассмотрению понятия «тревожность» в психологических исследованиях

Оценивая состояние проблемы тревожности в психологической науке, А. М. Прихожан отмечает две, на первый взгляд, взаимоисключающие тенденции [39 ].

С одной стороны, ссылки на неразработанность и неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «тревожность» как в нашей стране, так и за рубежом едва ли не обязательны для работ, посвященных проблеме тревожности. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные явления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления, подчеркивается субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры» тревожности (рассмотрение ее в соотношении «состояние — свойство», понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный тип личности.

В литературе имеются различные определения тревожности. Большинство исследователей сходятся в том, что нужно рассматривать это понятие дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом динамики его переходного состояния. А.М. Прихожан пишет, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия... Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента». По Н.Н. Обозову, «тревожность - это свойство личности, которое проявляется в частоте, регулярности и пороге возникновения ощущений беспокойства и неуверенности в своих действиях, переживаний реальных или предполагаемых упущений в совершенных поступках, волнений по поводу имевших место или возможных событий, обладающих субъективным или общественным значением» [21]. По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях». Л.А. Китаев-Смык отмечает, что «широкое распространение получило... использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: "тревожности характера" и "ситуативной тревожности"» [28].

Таким образом, необходимо дифференцировать два вида тревожности: свойство личности и состояние в какой-либо определенный момент, связанное с конкретной ситуацией. Первую можно определить как личностную тревожность, а вторую – как ситуативную. Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика – склонность или тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревожности различного уровня [20]. Как реактивная диспозиция, личностная тревожность «активизируется» при восприятии определенных «угрожающих» стимулов, связанных со специфическими ситуациями: потерей престижа, снижением самооценки, утратой самоуважения индивида и другими. Ситуативная тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, нервозности, вызванными конкретной ситуацией и сопровождаемыми активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию может быть различной интенсивности и достаточно динамично и изменчиво во времени. Тревожность непосредственно связана с риском возникновения неврозов. Она является одним из факторов риска, оказывающих неблагоприятное влияние на адаптационные возможности организма в стрессовых ситуациях [ 7].

Исследования многих зарубежных психологов по данной проблеме носят фундаментальный характер. Классик психоанализа З. Фрейд обозначал тревогу как основную проблему в сфере эмоциональных и поведенческих нарушений. В 1890-е годы он предположил, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, являлась следствием неадекватной разрядки энергии либидо. В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения  является результатом не находящей выхода энергии либидо. Однако, пересмотрев свою теорию, Фрейд пришел к выводу, что тревога является функцией эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека об опасности, которую надо встретить и избежать. В зависимости от того, откуда исходит угроза, он выделил три типа тревоги:

-                   реалистическая тревога – угроза реальных опасностей внешнего мира;

-                   невротическая – угроза неприемлемых импульсов из бессознательного;

-                   моральная тревога – угроза наказания со стороны суперэго.

В отличие от Фрейда, Хорни К. не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что  в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Загадочность невротической тревоги заключается в отсутствии вызывающей ее опасности, или, во всяком случае, в диспропорции между действительной опасностью и интенсивностью тревоги [39].

Представитель когнитивной психологии Дж. Келли отнес тревожность к эмоциональным состояниям и определил ее как «осознание
Добавил: Демьян |
Просмотров: 635
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba