Глава 1. Состояние
и основные тенденции на рынке молока и молочных продуктов
1.1 Характеристика
рынка молока и молочных продуктов
Производство молочных продуктов – значительный сегмент пищевой
промышленности России. По данным Молочного союза в стране действует более 3
тысяч молокозаводов и производится около 32 млн. тонн молока в год, из которых
13-14 млн. тонн идет на промышленную переработку, остальное приходится на
частные хозяйства.
В региональной структуре преобладают предприятия крупнейших российских
городов, где выпуск молочной продукции поддерживается традиционно более
высоким, по сравнению с периферией, уровнем платежеспособного спроса, а также
уровнем технологической оснащенности предприятий, позволяющим вырабатывать
широкий ассортимент качественной продукции, реализуемой не только на
региональном рынке, но и далеко за его пределами.
Молочная промышленность
отличается от других отраслей по следующим качествам:
1. быстрота оборота средств;
2. низкая рентабельность
бизнеса (5-10%);
3. большая зависимость деятельности
от поступающего сырья;
4. сезонность поступления
сырья и продаж, причем зеркально противоположная;
5. скоропортящийся товар;
6. высокая конкуренция.
Таким образом,
привлекательность получения быстрой прибыли уравновешивается рисковым
характером бизнеса.
Рассмотрим основные составляющие рынка молока и молочных продуктов:
ассортимент, потребление, каналы продаж (дистрибьюция), сезонность спроса и
проблемы отрасли.
1. Ассортимент
Вся молочная продукция делится на три сегмента: молоко, кисломолочные продукты (кефир,
ряженка, сметана, йогурты и т.д.) и продукты глубокой переработки (сыр, масло).
Цельное питьевое молоко
является одним из наиболее распространенных молочных продуктов, выпускаемых как
крупными специализированными компаниями, так и сельхозпроизводителями и малыми
предприятиями. Объём производства цельного молока в России составляет порядка
2,5 млн. тонн в год. В настоящее время ассортимент цельного молока,
выпускаемого российскими производителями, динамично расширяется. Сейчас
практически все крупнейшие предприятия (в т.ч. и многие региональные компании)
наладили выпуск продукции всего спектра жирности и интенсивно наращивают
производство стерилизованного молока.
2.
Потребление
Сегодня уровень
потребления молочной продукции (в пересчете на молоко) на душу населения
составляет порядка 220 кг
в год (для сравнения – в развитых странах этот показатель равен 400 кг в год). Причем за
последнее десятилетие данный уровень потребления существенно снизился (в 1990
году он составлял 396 кг
в год).
Таблица 1
Структура российского (24
города) рынка молочной продукции по объему продаж в февр.-сент. 2005 г. Источник: ACNielsen
|