Древний
латинский термин конкуренция означает соперничество, столкновение. Конкуренция
была, есть и будет формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики.
В современной экономике конкуренция обусловливается суверенным правом каждого
из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала,
что неизбежно приводит к столкновению между ними. Неизбежность конкуренции
между предпринимателями в богатом обществе вызвана, в том числе и приоритетом
покупателей над продавцами на современном рынке.
Говоря о
конкуренции в экономике, следует выделить два термина. Во-первых, конкурентная
борьба, которая характеризует способы поведения отдельных фирм на рынке и конкурентный рынок, относящийся к рыночным структурам и охватывающий все аспекты
рынка любого товара, которые влияют на поведение и деятельность фирмы [7, с.
278].
Роль
конкуренции в экономике трудно переоценить - она гарантирует надлежащую реакцию
на потребности общества, заставляет переходить на новые эффективные технологии
производства, регулирует отношения в обществе.
В условиях
современной конкурентной борьбы в бизнесе одним из магистральных направлений
фирмы является создание товаров, превосходящих по своей потребительской
ценности товары других фирм. Решение этой задачи возлагается не на отдельные
службы - это цель деятельности фирмы в целом.
Достижение
этой цели есть следствие получения устойчивого конкурентного преимущества,
которое обеспечивается на пути решения двух задач: производимый продукт должен
являться ценным (необходимым) для потребителя и его ценность должна быть выше,
чем у товаров производимых конкурентами. На рис.1 представлена структура
достижения цели деятельности фирмы [7, с. 357].
Рисунок 1- Структура
достижения цели деятельности фирмы
Для достижения
устойчивого конкурентного преимущества на рынке фирма должна:
-ориентироваться на конечного потребителя, предугадывая его
потребности и создавая необходимые для потребителя ценности;
-ориентироваться на конкурентов, анализируя их функционирование и
потенциальные возможности адекватно реагировать на их актуальную и
потенциальную деятельность;
-ориентироваться на рыночных посредников, учитывая их интересы.
В основе
деятельности фирмы в этом направлении должен находиться мониторинг среды
деятельности фирмы, обеспечивающий постоянный анализ ситуации на рынках,
изменений в социальных и государственных сферах, возникающих новых технологий,
а также и всех других аспектов способных оказать влияние на решение задач
фирмы. Результаты такого мониторинга должны доводиться до всех подразделений
фирмы и активно использоваться ими.
В рыночной экономике все определяется исключительно желаниями и
платежеспособностью самого потребителя. Конкуренция - тонкий, рыночный
механизм, гибко реагирующий на любые изменения обстановки.
Одним из
важнейших этапов деятельности фирмы являются анализ конкурентной ситуации на
каждом рынке товара и последующая оценка природы и степени конкурентных
преимуществ, которыми обладают на этих рынках различные соперники. Учет своих
специфичных сильных и слабых сторон по сравнению с наиболее опасными
конкурентами может внести коррективы в оценку, которую дает фирма
привлекательности того или иного рынка. Поэтому цель анализа
конкурентоспособности состоит в том, чтобы установить, какого преимущества
может добиться фирма или марка, и оценить, в какой степени это преимущество
можно защитить в конкретной конкурентной ситуации. Для этого необходимо знать
как состояние своей фирмы, так и состояние конкурентов.
Конкурентное преимущество -
это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы
определенное превосходство над
|