Глава
I
Психолого-педагогические аспекты исследования ценностных ориентаций
Понятие ценностных
ориентаций введено в психологии как аналог философского понятия ценностей, и
четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. В
наиболее общем смысле под ценностными ориентациями личности понимают ее
направленность на те или иные ценности. Понятие
«ценность», в свою очередь, имеет множество определений, как очень широких и
общих, так и узких, сводящих его содержание до одного из явлений мотивационного
процесса. Так, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого
объекта. В
более общих определениях «ценность» рассматривается в нескольких аспектах:
- Ценность – как общественный идеал,
выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление
об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие
и конкретно-исторические ценности.
- Ценности, предстающие в
объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, человеческих
поступков.
- Социальные ценности, преломляясь
через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую
структуру личности в форме личностных ценностей.
Чешский исследователь Я.
Гудачек указывает на два основных значения понятия «ценность»:
1. Ценности в смысле
объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и
духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и
которые существуют независимо от субъективных оценок людей;
2. Ценности в смысле
значимости (ценности, конкретной ценности или системы ценностей) для индивида.
Значимость ценности для
индивида можно понимать в трех значениях:
а) качества вещей, к
которым направлены усилия человека, или которые удовлетворяют его потребности;
б) положительно
оцениваемые индивидом объекты;
в) критерий, на основании
которого оцениваются разные объекты.
Ценности охватывают жизнь
человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе
познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу.
Осознавая собственные ценностные ориентации, свое место в мире, человек
размышляет над смыслом и целью своей жизнедеятельности. Общечеловеческие
ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления
человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и
индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных
выборов бесконечна.
Ценностные ориентации –
это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве
стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Это
способ дифференциации объектов действительности по их значимости. Система
ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности
и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к
себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».
В современной науке
понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с одной стороны, с ценностными
стандартами группы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности.
Они формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит
в социальных условиях деятельности. Являясь одним из центральных личностных
новообразований, ценностные ориентации, выражают сознательное отношение
человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют
широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны
его действительности. Они являются элементами сознания, частью его структуры и
подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформулированному
С.Л. Рубинштейном.
Хекхаузен
Х. Мотивация и деятельность [текст]: в 2-х т. – Т. 2 / Под ред. Б.М. Величковского.
– М., 1986. – 408 с., С. 207.
Психология.
Словарь [текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Изд. 2-е.
– М., 1990. – 494 с., С. 442.
|