Прежде чем рассмотреть
понятие PR-текста, необходимо определить, что же такое PR в целом.
На сегодняшний день
существует около 500 определений «паблик рилейшнз» (PR; Public relations – связи с общественностью).
По определению, данному
профессором С. Блэком в его работе «Паблик рилейшнз. Что это такое?», «паблик
рилейшнз» – это установление двустороннего общения для выявления общих
представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на
правде, знании и полной информированности [12, с. 7].
Британский Институт
общественных отношений (IPR) принял следующую трактовку:
«Паблик рилейшнз – это планируемые, продолжительные
усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и
взаимопонимания между организацией и общественностью» [51, с. 24].
Международный словарь
Уэбстера утверждает, что «PR – это содействие установлению взаимопонимания и
доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами
людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного
материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции» [51, с.
24].
Один из основоположников науки о связях с
общественностью Фрэнк Джефкинс говорит о том, что по своей сути паблик рилейшнз
связан с обеспечением понимания через знание, а это часто включает и
осуществление изменений. Таким образом, паблик рилейшнз – форма организации
коммуникации. Он применим в любых структурах, как коммерческих, так и некоммерческих,
действующих как в общественном, так и в частном секторах. Это значительно более
широкое понятие, чем маркетинг или реклама, зародившееся значительно раньше.
Джефкинс дает авторское определение паблик рилейшнз: «паблик рилейшнз состоит из всех форм планомерно осуществляемой
коммуникации, внешних и внутренних, между организацией и ее общественностью в
целях достижения между ними взаимопонимания» [17, с. 19].
В определении российского
специалиста В.Н. Блажнова подчеркивается, что «паблик рилейшнз побуждает людей
верить в сердечные, добропорядочные цели корпорации, показывается, как
корпорации ищут доверия и доверительных отношений с публикой, общественностью» [9,
с. 46].
Таким образом, различные
авторы сходятся в одном: природа паблик рилейшнз состоит в создании
благоприятных условий для деятельности организации, основанных на полном
взаимопонимании и доверии.
В отличие от PR, в научной и методической литературе
понятие «PR-текст» не используется, оно заменяется в основном взятым из
западных учебников термином «материалы для прессы». Это имеет свои основания,
так как часть PR-текстов действительно распространяется через СМИ - основной
канал распространения PR-информации. Так, к примеру, А.Н. Чумиков, выделяет две
группы таких материалов - «материалы для распространения в процессе организации
и проведения новостных событий» и «материалы для непосредственной публикации в
СМИ» [49, с. 255].
Словарь-справочник по
рекламе, связям с общественностью, средствам массовой информации дает следующее
описательное толкование: «PR-текст отличается от журналистского текста тем, что
в нем отражены интересы клиента и общественности. Журналист стремится к
объективности, пиармен продвигает и защищает интересы организации» [6, с. 112].
Ближе всего к понятию
PR-текст, на наш взгляд, подошел Е. Блажнов, который вводит в научный оборот
понятия «PR-обращение» и «PR-письмо», подразумевая под первым любой текст,
несущий на себе функции PR, а под вторым - текст «директ мейл» - прямой
адресной (почтовой) рассылки, предлагая еще один из классифицирующих признаков
PR-текста - способ его доставки целевому адресату [9, с. 126].
Как это следует из анализа литературы вопроса, при достаточно пестрой
палитре изысканий по проблемам паблик рилейшнз в целом вопросы изучения и
систематизации письменных форм PR-коммуникаций нашли в
|