1.1. Концепция
женственности и ее отражение в русской культуре
На уровне обыденного
сознания женственность связана, прежде всего, с женщиной как полом
биологическим, физически более слабым по сравнению с мужчиной, вследствие чего
во многих культурах женщине отведена роль последовательной исполнительницы воли
мужчины. Однако при обращении к более широкому контексту этого концепта обнаруживается,
что понятия женственность и женщина – отнюдь не идентичные.
Социальный конструкт женственности
толкуется как социально-культурная категория. Идеология, политика, религия,
искусство, в частности литература, – инструменты, принимающие активное участие
в формировании женственности. По мнению И. Жеребкиной, «женственность не
укладывается ни в одну идентификационную форму, будучи всегда больше ее границ
и пределов («Родина», «Мать», «Вечная женственность» и т. д.).
Поиском смысла
женственности заняты разные научные области, в числе которых философские,
психологические, культурологические, социологические, искусствоведческие,
литературоведческие исследования.
Женственность, как
правило, отождествляется с «женским» и означает снижение социального и
культурного статусов, традиционно воспринимаясь как культурно вторичный
феномен. «Женское» по сложившейся повсеместно традиции оказывается за границами
нормы. То есть стереотипное понимание женственности связано, прежде всего, с
гендерным неравенством. Гендерное неравенство в качестве социокультурного
конструкта возникло на основе естественных, биологических различий между
мужчинами и женщинами. Социальные нормы и роли постоянно меняются во времени,
однако гендерная асимметрия остается почти неизменной.
Понимание концепта
«женщина» и суть женственности в разные периоды развития человеческого рассматривалось далеко не
однозначно. Светлый и темный лики женственности проходят через всю историю как
зарубежной, так и отечественной культуры. Но несмотря на разность толкования
этих концептов, многочисленные научные исследования показывают, что женское и
женщина, как правило, ассоциируются с природным, с тем, что человек (мужчина)
стремится покорить, подчинить, направить на службу себе и контролировать.
Именно репродуктивные функции женщины сближают ее с природой, и на этой
доминанте строится большинство умозаключений, то есть оппозиция женского и
мужского становится оппозицией природного и культурного. Сообразуясь с
традиционными, патриархальными подходами, женственность связывают с внешней привлекательностью, кротостью, несамостоятельностью,
послушанием.
Репрезентацию
женственности в истории культуры можно рассматривать исходя из разных
оснований. Наметим лишь некоторые из них:
– в аспекте
историко-культурного развития общества: первобытное общество; древние
цивилизации, Средневековье, Возрождение, Новое время, Просвещение и т.д.;
– в аспекте ролевых
субъектно-объектных отношений в семье: мать, жена, дочь, сестра, невеста;
– в аспекте
социально-ролевой презентации в обществе: домохозяйка, работница, руководитель,
бизнесмен и пр.;
– в социально-классовом
аспекте: дворянка, крестьянка, мещанка, работница, предприниматель;
– в
психолого-деятельностном аспекте: традиционная, героиня, демоническая женщина;
– в аспекте художественно-эстетической презентации
женщины в качестве объекта творческого воплощения в литературе, живописи,
скульптуре (муза, вдохновительница, чаровница);
– в нравственно-этическом аспекте на уровне символико-семиотическом:
«вавилонская блудница», Ева, великая грешница, Святая
|