Глава 1. Вопросы изучения состояния проблемы
умственной отсталости
1.1 Понятие умственной
отсталости, классификация
Под умственной
отсталостью в современной специальной психологии понимается состояние,
обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с
выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью
невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума [31].
В настоящее
время, кроме термина «умственная отсталость» используются также и другие
обозначения рассматриваемых состояний: «психическая недостаточность»,
«психическое недоразвитие», «психический дефект», «психическая
несостоятельность». Нетрудно заметить, что перечисленные понятия выделяют ту
или иную особенность умственной отсталости — от указания на недоразвитие мозга
до неспособности к обучению (последний термин).
В МКБ-10
умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного
развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением
способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень
интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных
особенностей» [46].
Умственная
отсталость подразделяется на формы:
- легкую
(IQ в пределах 50-69),
- умеренную
(IQ в пределах 35-49),
- тяжелую
(IQ в пределах 20-34),
- глубокую
(IQ ниже 20) .
Независимо от особенностей того или иного определения
умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием
отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и
нарушение адаптационного поведения.
М.С.Певзнер,
создавшая собственную концепцию олигофрении и разработавшая классификацию
детей-олигофренов, высказывает суждение о четкой зависимости проявления эмоций
от принадлежности учеников к той или иной клинической группе [37]. Вместе с
тем она подчеркивает, что всем умственно отсталым школьникам свойственны
эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность
чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер
проявления радости, огорчения, веселья.
М. С. Певзнер
разработала классификацию, в основу
которой положен клинико-патогенетический подход [37]. Клиническая картина
включает в себя сумму факторов и их взаимодействие: этиологию, характер болезненного
процесса, его распространение и время поражения (последнее имеет особое
значение по отношению к детям). Степень поражения ЦНС может быть различной по
тяжести, локализации и по времени наступления. Другими словами, этиология
патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь,
определяет индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и
интеллектуального развития умственно отсталого ребенка.
М.С. Певзнер выделила пять основных форм олигофрении [37]:
1)
неосложненную;
2) с
преобладанием процессов возбуждения или торможения;
3) со снижением
функций анализаторов или с речевыми отклонениями;
4) с
психопатоподобным поведением;
5) с выраженной
недостаточностью лобных отделов коры головного мозга.
Из
этих пяти форм первые две являются наиболее распространенными.
С.Я. Рубинштейн
определяет умственную отсталость как стойкое, необратимое поражение, снижение
познавательной деятельности в результате органических нарушений нервной системы
[44].
Б.Л.
Пузанова дает определение: «умственная отсталость - состояние задержанного или
полного недоразвития психики, которое проявляется нарушением способностей,
обеспечивающих общий уровень интеллектуальности» [46].
В.М
Мозговой, Л.М. Шипицина считают, что умственная отсталость -стойкое,
необратимое нарушение познавательной деятельности, а также
|