Глава 1. Теоретические аспекты социальной рекламы.
1. Сущность и назначение социальной рекламы.
Разработку любого вопроса
необходимо начинать с его теории. Прежде чем определить сущность и назначение
социальной рекламы, необходимо определить значение и смысл рекламы как таковой,
отличие социальной рекламы от коммерческой. Сегодня в мире существуют сотни
определений рекламы. Сам термин "реклама" происходит от латинского
"reklamare" – громко кричать или извещать (в Древней Греции и Риме
объявления громко выкрикивались или зачитывались на площадях и в других местах
скопления народа).
Например, Маклюэн
афористично называет рекламу "пещерным искусством XX века":
"Подобно рисункам в пещерах, реклама предназначена не для тог, чтобы на
нее смотреть, а, скорее, для того, чтобы оказывать влияние, как при телепатии"
[14].
Зарубежные авторы склонны
трактовать рекламу с точки зрения маркетинга. «Патриарх» маркетинга Филипп
Котлер дает следующее определение: "Реклама представляет собой неличные
формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения
информации с четко указанным источником финансирования" [11]. Американский
президент Калвин Кулидж писал еще в 1929 году: "Реклама - самый мощный
фактор, влияющий на то, что мы едим, во что мы одеваемся, на труд и поведение
всей нации. Временами кажется, что наше поколение не в состоянии без рекламы
понять, что считать жизненными ценностями". Реклама неизбежно оказывает
влияние на наши взгляды, наше отношение к себе и к окружающему миру.
Сегодня реклама прочно
вошла в наше сознание, структурируя нашу реальность и незримо оказывая влияние
на сделанный нами выбор. Реклама стала коммуникацией, которая прочно внедрилась
как в культуру, так и в сознание индивидов. Таким образом, реклама порой
оказывается своего рода "социальным наркотиком" - играя на
свойственном всякому человеку желании что-то в жизни изменить, реклама
предлагает ему довольствоваться лишь новой вещью, представляя товар как
осязаемый знак реальных изменений. В большинстве случаев, несмотря на заявления
некоторых профессиональных "рекламщиков", влияние осуществляется
тайно, скрыто, косвенно.
Главное для создателя
рекламы вписаться в существующую систему ценностей потребителя, минуя
рациональную аргументацию. Ведь люди уже давно не покупают товары - они
приобретают связанные с ними надежды, престиж, знаки принадлежности к более
высокой социальной группе или здоровую жизнеспособность. Человеку нужны не сами
вещи, но некоторые истинные ценности, предчувствуемые им глубинно и
потребляемые с особым удовольствием. Приобретение же товара как бы удостоверяет
присоединение сопровождающей его ценности к покупателю.
Все вышеперечисленные определения можно сконцентрировать в одном:
реклама – это распространение любыми способами информации о каких-либо товарах,
услугах, организациях или отдельных лицах, а так же об идеях или явлениях
социальной или политической жизни. Исходя из этого определения, можно найти
ключевое сходство социальной и коммерческой рекламы – и то, и другое является
носителем информации. Для того чтобы дать определение социальной рекламы
воспользуемся Федеральным законом № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года [24].
Согласно нему «социальная реклама – это информация, распространенная любым
способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная
неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных
общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства». В
отличие от коммерческой рекламы, создатели социальной рекламы не ставят задачи
стимулировать поведение человека в целях покупки определенного товара. Ее
главная цель - изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в
долгосрочной перспективе – создать новые социальные ценности. Таким образом,
основное предназначение социальной рекламы состоит в привлечении внимания
широкой общественности к тому или иному явлению общественной жизни, причем, как
правило, проблемному. То есть чаще всего, социальная реклама указывает на
определенные общественные изъяны или недостатки: например, высокий уровень
наркомании или проституции, низкий уровень рождаемости, отсутствие внимания к
престарелым людям и т.д. Но иногда социальная реклама может и не иметь прямого
отношения к социальным изъянам, а наоборот заниматься продвижением (прежде
всего, прямой рекламой) того или иного общественного института, например,
вооруженных сил. Опять же "сверхцелью" социальной рекламы является не
просто привлечение общественного внимания к каким-либо общественным феноменам,
но
|