Глава 1. Информационная безопасность
1.1 Законодательство РФ в разрезе информационной
безопасности
Вирусописатели быстро адаптируются к новым интернет-реалиям и
следуют, а то и опережают все тенденции в области информационной безопасности.
Борьбу с ними осуществляют как правоохранительные органы, так и коммерческие
организации. Поскольку Интернет – международная сеть, преступления против
одного государства во многих случаях совершаются на территории другого. В такой
ситуации расследования осуществляются на международном уровне.
В России расследуют и предотвращают киберпреступления в основном две
госструктуры. Это Управление «К»[1]
при МВД РФ, основные направления деятельности которого:
·
Борьба с преступлениями в сфере компьютерной
информации.
·
Пресечение противоправных действий в
информационно - телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет.
·
Борьба с незаконным оборотом радиоэлектронных и
специальных технических средств.
·
Выявление и пресечение фактов нарушения
авторских и смежных прав в сфере информационных технологий. Борьба с
изготовлением и распространением нелицензионного программного обеспечения для
ЭВМ (на машинных носителях информации, через информационно-телекоммуникационные
сети).
·
Борьба с международными преступлениями в сфере
информационных технологий:
·
Международное сотрудничество в области борьбы с
преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий.
Обеспечение информационной безопасности на государственном уровне
осуществляет Центр информационной безопасности ФСБ при Службе Контрразведки
(СКР), созданный на основе Управления компьютерной и информационной
безопасности. Его деятельность регулируется Федеральным законом №40 «О
Федеральной службе безопасности»[2]:
Статья 11.2. Обеспечение
информационной безопасности
Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов
федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих
полномочий:
·
при формировании и реализации государственной и
научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности,
в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;
·
при обеспечении криптографическими и
инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных
систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной
связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами
Российской Федерации.
Если говорить о международном опыте борьбы с киберпреступлениями, то
в рамках ООН регулярно проводятся конференции по профилактике и пресечению
киберпреступности, вырабатываются механизмы противодействия этому виду
преступлений, принимаются универсальные стандарты и нормы, гарантирующие
надежное использование компьютерных систем и средств телекоммуникаций. И уже
много лет ведется работа в этом направлении. В частности на VIII Конгрессе ООН
(Гавана, 1990 г.) только отмечалась опасность компьютерных преступлений в мире,
на IX Конгрессе (Каир, 1995 г.) обращалось внимание общественности на рост
данной категории преступлений, уже на X Конгрессе (Вена, 2000 г.) говорилось об
этом явлении, как о серьезной проблеме для многих развитых стран. На XI
Конгрессе (Бангкок, 2005 г.) было обращено внимание на качественно новое
состояние киберпреступности, охватывающей большинство стран планеты[3].
Предотвращением и расследованием киберпреступлений в России недавно
стали также заниматься коммерческие организации – антивирусные компании, либо
специализирующиеся именно на раскрытии подобных преступлений, например, Group
IB.
Информационная
сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на
состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих
безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от
обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта
http://epic.org/privacy/terrorism/hr3162.html
|