ГЛАВА 1. ОССНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ПРЕДПРИЯТИИ
1.1.
Основные положения по организации
инновационной деятельности
на предприятии
Инновационный процесс может
рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и
использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей
реализации без какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск
некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих
изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом инновационного
процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и
созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих
систем и служб.
Признание полезности новой концепции или
идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная
функция - это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и
изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся
основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению.
Целесообразно ввести разделение: к
инновациям первого рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые
внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и
нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода
относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно
имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации
первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода
обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников
в венчурной и других формах.
Создатель новой технологии, т.е.
инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна; а имитатор -
из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.
Уникальность может быть достигнута лишь в
том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными
знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации крайне важны для
таких организаций, которые продают лицензии.
Под
воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и
в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены
за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение
которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых
организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая
и составляет содержание любой инновации.
В динамическом плане, т.е. во времени,
структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:
1) выявление проблемной ситуации (имитация
инновации);
2) формулировка целей инновации;
3) анализ существующего положения
(диагностика проблемы организации или отдельного ее элемента);
4) принятие решения о целесообразности разработки инновации
определенного вида;
5) разработка (проектирование) инновации;
6) согласование и утверждение проекта инновации;
7) подготовка объекта к инновации;
8) внедрение инновации;
9) оценка фактической эффективности инновации;
10) устаревание.
Контроль перехода от одной операции
инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления
процессом внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной
мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической
цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от
согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой
и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.
Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом, а затем и на
остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая
характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в
основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь
реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации. Заключительная
фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание [12, с. 34].
Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на
повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции (услуг).
Конкурентоспособность - это характеристика товара
(услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия
конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента -
потребительские свойства и цена - являются главными составляющими
конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров
связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи
товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная
деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. Управлять конкурентоспособностью -
значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять
основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции,
снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.
Движение
инновации всегда связано с движением инвестиций, вложенных в эту
новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента основаны
на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций
на рынке. Таким образом, общим содержанием всех приемов инновационного
менеджмента является воздействие на инновации денежных отношений, возникающих
между производителем или продавцом инновации, с одной стороны,
и покупателем этой инновации с другой. Рассмотрим основные группы приемов
инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы (см. рис.
1.1.).
1. Приемы, воздействующие только
на производство инновации.
2. Приемы, воздействующие как
на производство, так и на реализацию, продвижение
и распространение инновации.
3. Приемы, воздействующие только
на реализацию, продвижение и распространение инновации.
Рис. 1.1. Основные приемы
инновационного менеджмента
Приемы, воздействующие только на производство инноваций, имеют
своей единственной целью создание нового продукта или новой операции (технологии)
с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся
бенч-маркинг, способы маркетинговых исследований и планирование
|