1 Теоретические основы страхования рисков в туризме
1.1 Туризм и его особенности, основные риски туризма
Одним из основополагающих
определений в туризме является «тур-продукт». Результат деятельности туристских
предприятий в виде услуг или их комплекса, предназначенный для продажи на
рынке, обычно называют туристским продуктом. Такой комплекс услуг
воспринимается потребителем как один продукт и приобретается в совокупности
всех его компонентов.
В Федеральном законе Российская Федерации от 5 февраля 2007 г. N 12-ФЗ О внесении
изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации" определяются следующие понятия, относимые к турпродукту:
- туристский
продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену
(независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и
(или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
-
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и
реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее -
туроператор);
-
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации
туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем (далее - турагент);
- заказчик
туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от
имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
-
формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и
исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие
в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
- продвижение
туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского
продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках,
организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и
другое);
- реализация
туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению
договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком
туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по
оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Тур является основным видом туристского
продукта в той его форме, которая выступает на рынке туризма. Потребитель ищет
на рынке не отдельные услуги или товары, а наиболее оптимальное, с его точки
зрения, их сочетание, предлагаемое туристскими предприятиями в виде конкретных
туров. При выборе тура туриста, как правило, менее всего интересует, кто
является производителем услуг, формирующих тур. Для него значительно важнее, насколько
количество и качество компонентов тура соответствуют его собственным
представлениям о предпринимаемом путешествии. Потребитель воспринимает
туристское предприятие, предлагающее данный тур, как его производителя, ответственного
за качество и уровень предоставляемых услуг. «В составе турпродукта
туристическая фирма передает туристу комплекс имущественных прав (прав
требования, обязательственных прав), при наличии которых турист вправе
требовать от должников (авиаперевозчика, гостиницы, ресторана и т.п.) исполнения
обязательств по оказанию соответствующих услуг в пользу туриста».
Туристический продукт - право на тур,
предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт формируется исходя
из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста. Турпродукт
- комплексное понятие, которое включает три основных составляющих: тур, туристкая
услуга и товары туристско-сувенирного назначения [16,С.23]. Становится ясно, что необходимо дать определения этим
понятиям.
Тур - комплекс услуг по размещению,
перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов -
переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей
путешествия. В ГОСТ Р 50690-2000: тур - первичная (обязательная) единица
турпродукта, реализуемая потребителю, как единое целое, является продуктом
труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.
Туристская услуга -
результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по
удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его
отдельных составляющих. Туристские услуги должны учитывать интересы туристов,
быть безопасными для жизни, здоровья туристов и соответствовать требованиям
ГОСТ 28681.3/ГОСТ Р 506442. Собственно услуги - это невидимый товар особого
рода. Поэтому производство и реализация туристских услуг регулируются другим
законодательством, нежели аналогичные действия в отношении обычных (материальных)
товаров. В законе «О защите прав потребителей» отношения в части предоставления
потребителям услуг выделены в особый раздел. Сложность вызывает определение
экспортной туристской услуги. В классическом варианте экспортная туристская
услуга руководителя туристской группы осуществляемая за рубежом, а также
услуги водителя автобуса, направляемого для работы за рубежом, должны
быть отнесены к экспортным. Для России, исходя из принятых норм валютного
регулирования, важно также определить туристские услуги для иностранных туристов
предоставляемые на территории России, как экспортную деятельность. Имеется
соответствующее разъяснение Минфина РФ, относящее туристские услуги,
оказываемые иностранным туристам на территории России местными туристскими
фирмами, к экспортным видам деятельности. Именно в силу этого фирмы могут
получить вознаграждение за свой труд в валюте
В стоимостном выражении
туристский продукт оценивается двумя способами:
1) как сумма расходов
туристов (туристских расходов)
2) как сумма затрат на
производство туристского продукта.
Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии
гостеприимства: Учеб. пособие для вузов / Е.А.Джанджугазова, 2009. - 224 с.
|