Конкуренция – это экономическое соревнование между
гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё
расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и
добиться от их использования максимальной выгоды.
Как правило, конкуренция играет в экономической жизни
общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее
рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов. Однако конкуренция может принимать и
такие формы, которые нельзя отнести к числу продуктивных. Порою эти формы носят
негативный, а также разрушительный характер.
Если распределение ограниченных ресурсов осуществляется не
рынком, то это влечёт за собой ряд последствий, хорошо известных в нашей
стране: очереди, привилегии, блат, взяточничество (как способ обойти
конкурентов за счёт подкупа чиновников) и другие уголовные методы
распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы.
Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению
экономики, природы, нравственности, а в конечном счете к разрушению
человеческой личности и общества.
Рыночная конкуренция, то есть наличие большого числа
независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть
рынок, ограничивает разрушительную и сохраняет созидательную силу личного
интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная
регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше
потребителям – гражданам страны.
Решающий
фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке – его
конкурентоспособность. Проблема
конкурентоспособности российской экономики не нова. Еще во времена командной
системы стало очевидно, что невосприимчивость государственных предприятий к
нововведениям приводит к их серьезному отставанию на мировых рынках. Но тогда
это еще не воспринималось в качестве острой проблемы, поскольку российский
рынок все равно поглощал все, что производилось вне зависимости от качества
продукции и услуг. В этих условиях
проблема конкурентоспособности предприятия и продукции, у производителей
практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той
продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.
С
развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась,
и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов
повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров.
Конкурентоспособность —
широко распространенное, обиходное понятие. Конкурентоспособность как обобщенная
экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая
проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты
результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем
элементам экономической системы и является многоплановой экономической
категорией, которую можно рассматривать на нескольких уровнях:
конкурентоспособность товаров, фирм, отраслей, страны.
Однако его содержательная
сущность не имеет общепринятого формального, а тем более количественного,
определения. При этом следует различать понятия «конкурентоспособность
предприятия» и конкурентоспособность товаров».
Существует множество
определений понятия конкурентоспособность товаров. Среди них:
- "Под конкурентоспособностью товара
понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик,
определяющих его успех на внутреннем и на внешнем рынках”;
- "Конкурентоспособность — способность
продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на
рассматриваемый период”;
- "Конкурентоспособность характеризует
способность товара удовлетворять определенным требованиям при минимальных
затратах у изготовителя (если ставится задача разработки рационального
ассортимента ...) или у потребителя (если оцениваются возможности реализации
товара)”;
"Конкурентоспособность — совокупность потребительских свойств данного
товара или продукции, характеризующих их отличие от товара-конкурента по
степени соответствия конкретным
Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой
экономике// Маркетинг. — 2009. — № 2. — С. 3—19.
Маркетинг: Толковый терминологический
словарь-справочник. — М.: "Инфоконт”, СП "Медсервис Интернешнл”, 2010. — 224 с.
Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д.
Маркетинг: выбор лучшего решения/Под общ. ред. Е.П. Голубкова. — М.: Экономика,
2009. — 222 с.
|