Глава 1. Теоретические основания исследования асоциального поведения в
юношеском возрасте
1.1.
Психологические особенности
юношеского возраста
Психология юношеского
возраста – один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной
психологии. Еще в 20-е годы Л.С. Выготский отмечал, что в психологии юношеского
возраста значительно больше общих теорий, чем достоверно установленных фактов.
В какой-то мере эта оценка остается справедливой по сей день. Во многих
западных схемах возрастной периодизации онтогенеза, юношеский возраст не
рассматривается как самостоятельный период развития человека, а включается в
период «тинейджерства», объединяющий юношеский и юношеский периоды от 13 до 19
лет. В то же время такие отечественные ученые как Л.И.Божович, И.В.Дубровина,
отмечают целесообразность исследований, отражающих специфику данного
возрастного этапа развития [13].
Анализ литературы
показал, что большинство исследований, относящихся к школьному возрасту,
приходится на юношеский период развития. По мнению Л.И.Божович, это связано с
тем, что качественные изменения в психических процессах и функциях происходят в
юношеском возрасте и на долю старшего школьного возраста остается их укрепление
и совершенствование.
Юность – период
завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания,
формирование мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую
жизнь (14 – 18 лет) [28].
Юношеский возраст (14-15
до 18) представляет собой в буквальном смысле «третий мир», существующий между
детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического
созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое
развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.
Юношеский возраст несет в
себе определенную внутреннюю кризисность, содержание которой и связано со
становлением процессов самоопределения (как профессионального, так и
личностного), рефлексии, способов самореализации в социальном пространстве.
Важнейший психологический
процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа
«Я», открытие своего внутреннего мира. Процесс нахождения идентичности
происходит на протяжении юношеского возраста и представлен значительными
изменениями самосознания, а именно, когнитивной и эмоциональной его сторон и
системы саморегуляции личности. Юношеский возраст характеризуется большей (по
сравнению с юношей) дифференцированностью эмоциональных реакций и способов
выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля [32].
Промежуточность
общественного положения и статуса юношества определяет и особенности его
психики. Перед юношами стоит задача социального и личностного самоопределения,
которая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую ориентировку и
определение своего места во взрослом мире. Отечественные психологи
рассматривают самоопределение как основное психологическое новообразование
раннего юношеского возраста.
Это предполагает
изменения в интеллектуальной сфере, но наряду с дифференциацией умственных
способностей и интересов, без которой затруднительно взросление и выбор
профессии, необходимо развитие интегративных механизмов самосознания, выработка
мировоззрения и жизненной позиции, а также определенных психосексуальных
ориентаций.
И.В.Дубровина отмечает,
что интерес к учению, развитие интеллекта у юношей тесно связан с процессом
самосовершенствования – стремлением повысить свой культурный уровень, желанием
стать интересным, «многозначащим» человеком. Г.С.Абрамова пишет, что
период вступления в раннюю юность, в целом, связан с подъемом интеллектуальной
активности на качественно новый уровень. Это проявляется в возрастании интереса
и способности к отвлеченной мысли, к обобщению, стремлении понять смысл
действительности. Данное мнение разделяет И.С.Кон, подчеркивая что, у
старшеклассника появляется непреодолимое тяготение к абстракции,
теоретизирование становится насущной психологической потребностью. Л.И.Божович
отмечает, что в старшем школьном возрасте интеллектуальная деятельность
учащихся приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением
[33].
Выбор профессии в данном возрасте имеет важнейшее значение для
формирования интереса к учебным предметам. Мотивы, связанные с будущим ученика,
становятся теперь не только доминирующими, но и непосредственно побуждающими
учебную
|